Люди-механизмы (очерк 1929 года)

Периодически у нас на «Роботоведе» будут публиковаться интересные исторические материалы, связанные с робототехникой. Сегодня представляем очерк 1929 года комсомольского журналиста П. Лопатина из молодёжного журнала «Смена» о первых радиоуправляемых экспериментальных устройствах. Лопатин рассказывал о лондонском телевоксе (так в 1920 годы называли роботов в советской печати — прим. ред.) , прообразе дрона из Берлина и управляемом со станции поезде, а также давал вводные в области телемеханики.

Телевокс-покупатель

Улица Лондона. На углу стоит неизменный полисмен, то пропускающий, то останавливающий поток уличного движения. Всё идёт благополучно. Вдруг внимательный взгляд полисмена задерживается на странной фигуре, переходящей улицу. Она закутана в широкую длинную одежду, её лицо почти всё скрыто низко опущенным капюшоном и как-то особенно гулко раздаются её шаги по асфальту мостовой.

Перейдя улицу, фигура одно мгновение задерживается перед витриной трикотажного магазина и затем решительно входит в широкие двери. Так же размеренно, ни на кого не глядя, фигура подходит к прилавку и надтреснутым, механическим голосом просит продать ей вязаный шерстяной жилет тёмно-синего цвета. Заплатив деньги и захватив пакет, она выходит из магазина и невозмутимо ждёт, пока полисмен остановит движение и даст возможность толпе перейти дорогу. И снова гулко звучат по асфальту её тяжёлые шаги.

Полисмен зорко следит за ней и вдруг замечает: обгоняющий фигуру мужчина задевает её одежду, она на мгновение распахивается, и под ней нет тела. Поблескивают лишь металлическим блеском стержни, шарниры, рычажки, видны белые кнопки на груди, ввинчены три негорящие лампочки, а вокруг – снова шарниры, рычаги, метал.

televoks_london_1

Полисмен смущён. Он хочет задержать таинственную фигуру, но она уже скрылась в подъезде ближайшего дома. Удивлённый, озадаченный полисмен осматривается кругом. Он хочет найти где-нибудь объяснение странного происшествия, но всё по-прежнему обычно и знакомо. И только на четвертом этаже дома, куда вошёл мертвый металлический незнакомец, в открытом окне сидит молодой человек и озабоченно возится около рядом стоящего чемодана.

Чемодан слегка напоминает полисмену крупных размеров радиоаппарат…

Мертвая электростанция с пятью сторожами

Одна из городских электростанций на окраине Чикаго. Её мощность – 32 тысячи лошадиных сил, то есть половина мощности Волховстроя. Тем не менее внутри станции — ни одной живой души, кроме пяти сторожей у ограды. Станция мертва, но работает прекрасно.

Если вы пожелаете поговорить с её администрацией, вам придётся отправиться в небольшой двухэтажный дом, отстоящий от станции на расстоянии пяти километров. В этом доме, как и во всяком учреждении – кабинеты начальника и инженеров, канцелярии и машинистки. Но на втором этаже есть комнаты, у дверей которых стоят часовые. Туда вас безусловно не пустят. Но если вам удастся заглянуть в щёлку двери, вы увидите обстановку, очень напоминающую внутренности маленькой радиостанции.

Уходя из дома, вы можете заметить небольшую радиомачту на крыше странного дома.

Самолёт без пилота

На обычно пустынном аэродроме Берлина – тысячные толпы. Их привело сюда заманчивое объявление, висевшее на всех улицах и перекрестках германской столицы. Громадный плакат объявления говорил, что с аэродрома вылетит самолёт, на котором не будет ни одной живой души.

Действительно в назначенный срок поднялся в воздух поднялся аэроплан. Близко стоящие к нему прекрасно видели, что у его руля не было авиатора. Никто не сидел в его пассажирской каюте. Тем не менее самолёт уверенно поднялся в воздух.

Дальше произошло ещё более странное явление. Какой-то мужчина, поставив около себя небольшой чемоданчик, стал отдавать в телефонную трубку приказания самолёту, а тот послушно выполнял эти приказы, поворачиваясь, то вправо, то влево, то поднимаясь вверх, то низко паря над домами. Через час, пролетев свыше 100 километров и получив приказание вернуться, аэроплан снова появился над аэродромом и плавно опустился на землю.

В этот день вечерние выпуски газет объявили, что весь секрет управления странным самолётом заключался в чемоданчике таинственного мужчины.

Что это такое? Пересказ больного сна автора или попытка предсказать то, что будет в 2000 году?

К вашему удивлению – ни то и ни другое. Всё рассказанное – голые факты, простое изложение хроникёрских заметок.

Но где этому объяснение? Оно – в последних достижениях радиотехники.

Секрет таинственного чемодана

Всем мы прекрасно знаем о то, что радиопередача посылает в пространство невидимые радиоволны, из которых при помощи целого ряда приборов создаются самые разнообразные сигналы. Так вот эти радиоволны и управляют механическим человеком, чикагской станцией и немецким самолётом. Но тут надо оговориться…

Сила, заключённая в этих волнах, совершенно ничтожна: её едва хватает, чтобы привести в еле заметное колебание тонкую пластинку телефона. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы она сама двигала хотя бы наш германский самолёт. Эта работа для неё так же трудна, как для мухи опрокинуть автомобиль. Но тут ей приходит на помощь прибор, называемый «реле».

Сущность этого прибора состоит в том, что он заставляет слабый радиоток повернуть маленький и очень легкий рычаг, который, повернувшись, в свою очередь, замыкает ток от мощного мотора и этим заставляет его выполнять сплошь и рядом большую, тяжёлую работу.

Теперь давайте проследим, каким образом путешествовал мертвый человек по улицам Лондона и тогда станет ясным секрет и самолёта, и электростанции.

Совершенно ясно, что внутри этого механического существа или – как его прозвали – телевокса, находится мотор, достаточно мощный для того, чтобы заставить эту фигуру передвигать ноги. Этот прибор соединён различными проводами с приборами, заставляющими двигаться руки и ноги человека.

Теперь представьте себе, что мотор пущен вход и соединён с механизмом, который заставляет телевокса шагать прямо. Это его нормальное состояние, когда предоставлен самому себе. В таком именно состоянии телевокс и дошёл до витрины магазина.

Тут молодому человеку, сидящему на подоконнике, захотелось направить своего «воспитанника» в магазин. Для этого ему достаточно послать определённый радиосигнал. Приёмный радиоаппарат, находящейся в груди телевокса, тотчас же примет этот сигнал и передаст его соответствующему рычажку. Под влиянием полученного радиотока рычажок повернётся, и от этого, с одной стороны, прекратится прежнее действие мотора (телевокс перестанет идти прямо), а с другой – сильный ток мотора попадёт в тот механизм, который заставит телевокс повернуться вправо.

Новый сигнал молодого человека – и телевокс опять идёт прямо, направляясь к прилавку магазина. Здесь снова придётся послать новый сигнал: в теле мертвого человека повернётся особый рычажок и находящейся в его голове громкоговоритель скажем приказчику просьбу о тёмно-синем вязаном жилете. Так, чередуя различные сигналы, заставил молодой человек своего мертвого воспитанника купить жилет и вернуться домой к великому удивлению полисмена.

Точь-в-точь так же управлялись германский самолёт и чикагская электростанция.

Таким образом весь секрет молодой науки об управлении по радио механизмами на расстоянии (эта наука называется «телемеханика») состоит в том, что управляемая машина имеет какой-то мотор и систему рычажков, поворачивающихся под влиянием различных радиосигналов. Каждый рычажок, повернувшись, соединяет мотор с механизмом, который заставляет машину выполнять ту или иную работу.

Таков общий принцип телемеханики. На практике описанные приборы имеют гораздо более сложное устройство.

Когда машинист читает газету

Надо сказать, что лондонский телевокс, чикагская электростанция и берлинский самолёт – далеко не единственные применения телемеханики.

Ещё в 1925 году богатый американский фермер решил приспособить телемеханику для своих сельскохозяйственных работ. Он снабдил несколько своих тракторов этими новыми радиоаппаратами, соорудил себе высокую стеклянную вышку посреди поля и, сидя в ней, поворачивал только рычаги своего радиоаппарата, заставляя тракторы послушно выполнять необходимые работы.

В 1927 году крупная американская фирма установила на берегу Миссисипи гигантские разгрузочные машины, которые занимались выгрузкой из барж каменного угля и железной руды. За день своей работы они выгружали тысячи тонн груза. Управлял же им только один человек, отдавая им приказания по радио.

Мощный американский паровоз, снабжённый приборами телемеханики, полным ходом подходил к станции. Казалось бы следовало начать тормозить, но машинист, беспечно развалясь на своём сидении, демонстративно читал газету. У зрителей создалось впечатление, что катастрофа неминуема: станционная платформа была совсем близко. Но в самый последний момент, когда казалось – спасения нет, паровоз резко убавил ход и остановился за два метро до конца пути.

Оказалось, что паровоз был установлен участником опыта, который, находясь в помещении радиостанции, по радио велел паровозу остановиться.

parovoz_3

Живая мина

Нет ничего удивительного, что телемеханикой воспользовались и военные министерства. На недавних осенних манёврах американского флота старый истребитель (имеется в виду военный корабль — прим. ред)  был пожертвован для производства интересного опыта.

Установленные на истребителе радиоаппараты позволяли ему производить различного рода движения при полном отсутствии на нём команды, а специальный самолёт был выделен для его атаки. Эта атака оказалась  исключительно интересной. Самолёт, который управлялся одним из лучших военных лётчиков, не бросал на истребитель бомб, а пустил в него мину. Вылетев из самолёта и врезавшись в воду, она уже под водой направилась к атакуемому судну. Она двигалась непосредственно под поверхностью воды и её движение было прекрасно видно и с самолёта и с судна, с которого производилось управление атакуемым истребителем. Тотчас же был послан соответствующий сигнал на истребитель, и он, сделав резкое движение, совсем было отклонился от пущенной в него мины. Но в этот момент лётчик стал посылать свои сигналы, и мина, слушаясь их, в свою очередь, изменила своё направление и опять стала атаковать судно. Оно снова уклонилось, но лётчик снова приказал мине напасть на судно. Несколько мгновений происходила погоня мины за истребителем. В конце концов лётчик победил: мина потопила судно.

Телевоксы за работой

Надо сказать, что и знакомый нам уже лондонский телевокс не одинок. Его товарищи такие же, как он, телевоксы демонстрировались осенью этого года в Нью-Йорке и Берлине. По приказанию хозяина они говорили речи на митинге, садились на стул, гуляли. Но не надо думать, что телевоксы так «глупы» и «ленивы», как это может показаться с первого взгляда.

televoks_3

Существующая в настоящее время система канализации в Чикаго уже не удовлетворяет нуждам этого громадного города, и в настоящее время идут гигантские работы по расширению канализационной сети. Чтобы представить себе размер этих работ, достаточно сказать, что стоимость их определяется на наши деньги в 120 миллионов рублей.

Так вот на сооружаемой канализационной системе впервые в мире будет работать артель мертвых телевоксов. Они будут выполнять всю грязную работу, вредную для здоровья живого человека.  Так впервые в истории техники начинает работать механический человек.

Читайте о том, как советский школьник создал робота в 1936 году

Иллюстрации к материалу взяты из оригинальной публикации журнала «Смена» № 1 за 1929 год.