Чем запомнился 2016 год и что стоит ожидать от 2017 года

В 2016 году робототехника переживала бум популярности. Открылось множество кружков и центров для детского роботворчества, сервисные и промышленные роботы смелее входят в нашу жизнь, СМИ заполняют информационное поле новостями об открытиях и разработках.

“Роботовед” поговорил с представителями рынка робототехники об итогах уходящего года и прогнозах на 2017 год. Эксперты предсказывают возрастание интереса общества к роботам, бурное развитие и удешевление высоких технологий и заглядывают в будущее, в котором мир уже не сможет представить себя без роботов.

Какие общие тенденции в области робототехники вы могли бы выделить?

Игорь Рядчиков, заведующий лабораторией робототехники и мехатроники Кубанского госуниверситета, автор идеи AnyWalker:

Общие тенденции в робототехнике в целом — развитие технологий работы с Искусственным Интеллектом, увеличивающееся внимание к мехатронному дизайну. Тенденция к появлению аппаратных платформ для работы сообщества — даже Boston Dynamics декларирует возможность использования их Spot как платформы для разработки новых сервисных роботов. Безусловно, одна из основных тенденций — увеличение количества решений в области сервисной робототехники.

Максим Костерин, главный редактор канала Robotics в телеграме:

Одна из основных тенденций в 2016 году, как мне думается, это наращивание автоматизированных производств. С одной стороны мы слышим новости о снижении издержек, с другой о сокращениях рабочих. Из общих тенденций также могу выделить активные разработки беспилотных машин (дроны, подводные лодки, автомобили) и развитие нейронных сетей, благодаря которым машины ориентируются в пространстве.

Дмитрий Спивак, директор кружка робототехники для детей Робикс (ROBX) в Санкт-Петербурге:

Я не эксперт в области всей робототехники — в первую очередь мы занимаемся образовательными проектами. Но на мой взгляд, самые очевидные тенденции таковы: робототехника становится все более актуальна, больше применяется и на производстве, и в доме (системы Умного дома, например), роботы-помощники, внедрение искусственного интеллекта (Amazon AI), автономные автомобили. Робототехника становится новым программированием — более массовым и доступным явлением, чем раньше.

Андрей Гурьев, федеральный тьютор по робототехнике и высоким технологиям в “Детские технопарки «Кванториум»:

Робототехника развивается, особенно в таких странах как  Китай и Южная Корея. Сейчас более активно развиваются страны, которые внедряют роботов на производствах, в которых робототехника развита лучше. Также отмечаем всплеск сервисной и домашней робототехники. Думаю, в следующем году рынок робототехники вырастет на 10-15%.

Андрей Рязанов, генеральный директор ООО “Стандарт”, официального дистрибьютора LEGO Education:

Робототехника становится все более востребована наряду с другими направлениями развития, такими как: нанотехнологии, облачные технологии, возобновляемые источники энергии, искусственный интеллект. Робототехника — отрасль, которая сейчас находится на острие прогресса, она будет развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими сферами.

Какие события 2016 года вы считаете наиболее значимыми в мире образовательной робототехники?

Игорь Рядчиков: В мировой образовательной робототехнике — это объявление руководства RoboCup о поиске новых платформ для домашних и сервисных категорий робокапа. В российской — призовые места на финале WRO, вхождение Кубка РТК в список олимпиад министерства образования РФ. Это позволит официально поднимать в школах проектно-ориентированный подход, который направлен на создание реально востребованных технологий.

Максим Костерин: В 2016 году значимым событием для России стала победа лицеистов из Санкт-Петербурга на Всемирной Олимпиаде Роботов (WRO 2016) в Индии. В целом мероприятий по России было за год примерно 115, что уже больше чем в прошлом году почти на 30. Замечательный показатель, на мой взгляд.

Дмитрий Спивак: Мы пока не доросли до международных соревнований по робототехнике, однако у нас уже есть значимый прогресс. Мы приняли участие в городских соревнованиях по робототехнике. От Робикса участвовали 2 команды по 4 человека. Это был наш первых опыт в соревновательной робототехнике, пока призовых мест мы не заняли, но получили большой опыт. Мы участвовали в категории Arduino IDE (категория необразовательных конструкторов) с учениками 10-11 лет, обычно в этой категории соревнуются робототехники постарше, 16-17 лет. Считаем это событие очень значимым для кружка.

Андрей Гурьев: Даже если не брать в расчет общие международные соревнования, этот год был крайне бурным для робототехники в России. СМИ внимательнее следят за отраслью. Если раньше по запросу “робототехника” можно было найти новости о промышленных роботах, то сейчас — сотни сообщений про новые кружки и школы по роботостроению, сервисных роботах и многом другом.

Помощник президента Белоусов А.Р. сказал, что создание детских технопарков, Кванториумов, по значимости соотносится с присоединением Крыма. Я тоже считаю, что это очень значимое событие. Однако, нам еще предстоит решить многие задачи. Остро стоит проблема подготовки кадров и создания методик. В кружках и школах по робототехнике уровень педагогического состава очень часто не соответствует желаемому. Поэтому растет процент образовательной робототехники, построенной на играх, нежели на серьезных инженерных уроках. Такой перекос, преобладание игровых центров хорош для привлечении аудитории. Однако гораздо важнее, чтобы было нечто большее, переход от сборочной робототехники в область DIY, к так называемому мейкерству, когда дети делают роботов самостоятельно, а не собирают по инструкции. Кванториум, например, способствует обучению детей придумывать и создавать что-то самим. Потом из таких детей вырастут технические кадры для предприятий.

Андрей Рязанов: В этом году прошел так называемый фейерверк открытий Кванториумов. Есть все шансы, что это будет успешное начинание, которое будет масштабироваться на всю Россию и в каждом регионе появится по Кванториуму, которые могут стать настоящими точками роста в СТЕМ образовании детей и молодежи.

2

Как прошёл год лично для вас в профессиональной сфере?

Игорь Рядчиков: Отлично прошел! Мы начали поставки своего образовательного робототехнического комплекса на базе технологий AnyWalker, увидели, что дети с легкостью осваивают нашу платформу и, благодаря широкому спектру технологических возможностей AnyWalker, с огромным интересом разрабатывают своих роботов на базе нашего продукта.

Максим Костерин: В этом году я начал работу над несколькими проектами, включая канал Robotics. Как и всегда многому научился и не хочу на этом останавливаться.

Дмитрий Спивак: 2016 год получился насыщенным. в этом году Робикс открыл 5 новых классов в Санкт-Петербурге, мы открыли группу для детей от 13 лет (в основном мы работаем с детьми помладше), приняли участие в соревновательной робототехнике. В этом году нам исполнилось 3 года. Особенно примечательно, что у нас занимаются дети третьего года обучения, которые пришли к нам практически в самом начале. Мы постоянно перерабатываем и дополняем программу, поэтому нашим студентам всегда интересно, даже спустя 3 года. Наша главная цель — чтобы дети самостоятельно делали роботов и занимались техническим творчеством дома.

Андрей Гурьев: Я, можно сказать, перешел с московского уровня на федеральный — из Центра педагогического мастерства — в Кванториум, стал федеральным тьютором. Мой личный проект, как мы с учениками его называем, “Секретная лаборатория” переросла в “Секретный университет” — появилось научное, инженерное направление. Именно в “Секретной лаборатории” я тестирую и отрабатываю свои методики, которые потом переношу в Кванториум.

Андрей Рязанов: Для нас год вышел непростой, но интересный. Наши заказчики становятся все более разборчивыми в нашем предмете и, следовательно более требовательными. Поэтому нам приходится не только соответствовать их требованиям, но и постоянно «повышать планку» опережая и предвосхищая все возможные чаяния наших клиентов. Считаю, что в 2016 году нам в целом это удалось, оборот вырос примерно на 20%.

Что вы ожидаете от 2017 года?

Игорь Рядчиков: Ожидаем новых интересных и полезных роботов в быту и в образовании! Новых интересных соревнований!

Максим Костерин: В 2017 году для себя ожидаю некоторых перемен в работе, а если говорить о робототехнике — очень жду очередного рывка по закону Мура и выхода на рынок множества дешевых, мощных и миниатюрных чипов, а также компактных сенсоров.

Дмитрий Спивак: Надеемся, что в следующем году все дети третьего года обучения примут участие в соревнованиях. Также хотим открыть еще несколько классов в Санкт-Петербурге и первый класс —  в Москве. Планируем привлекать больше детей старшего школьного возраста. Эти ребята уже много чего понимают сами, умеют работать с компьютером, есть опыт программирования. У них очень большой потенциал в плане соревновательной робототехники. Будем совершенствовать образовательную программу — это наша постоянная задача.

Андрей Гурьев: Высоких результатов работы Кванториумов, в частности Робоквантумов. Рассчитываю получить первые показатели. В 2017 году дотации на создание Кванториумов получат еще 17 регионов России, 17 регионов, не считая Москвы и МО, получили дотации в уходящем году. В итоге будет порядка 40 Кванториумов.

Андрей Рязанов: Надеемся, что примерно такой же рост оборотности будет и в 2017 году. Прогнозируем рост на 10-15%.

3

Как вы думаете, увеличится ли в новом году интерес общества к тематике робототехники?

Игорь Рядчиков: Однозначно увеличится. Робототехника только подходит к пику роста и значимости для общества. Также робототехника является образовательным инструментом будущего благодаря огромному набору компетенций, которые должны освоить учащиеся и необходимости проектного подхода.

Максим Костерин: Интересы у общества во многом зависят от среды, в которой они живут. Если в школе есть кружок робототехники, вероятность появления интереса у детей выше, чем если его нет. Огромную роль играет наличие доступа к научным статьям и новостям. Я рад, что появляются новые источники, как ваш интернет-журнал, и благодарен коллегам за их труды, которыми делюсь со своими подписчиками. Надеюсь общими усилиями мы поднимем интерес к теме робототехники в новом году на новый уровень.

Дмитрий Спивак: Думаю, да. Это большой рынок внимания, в России очень многое делается для того, чтобы больше людей узнавали о робототехнике. Это заметно в первую очередь по тому, насколько много внимания уделяется робототехнике в СМИ. Мы это видим по родителям детей — они приходят уже с какими-то знаниями, почерпнутыми из телевидения и интернета, они уже замотивироанны и заинтересованны.

Андрей Гурьев: Конечно, увеличится, с каждым годом будет только больше. Робототехника зарождалась еще в 60-х годах, тогда она называлась автоматикой, но ее суть сейчас особо не поменялась.

В будущем всю повседневную работу возьмут на себя роботы. Человек будет избавлен от каких-то механических задач, но станет оператором — придется этими роботами управлять. Уже сейчас с помощью высоких технологий современный человек делает за день такой объем задач, который бы, скажем, в 80-е гг прошлого столетия пришлось бы выполнять неделю. С помощью робототехники человек станет более продуктивен. “Вкалывают роботы, а не человек” — это не про наше будущее. Благодаря робототехнике мир станет другим, в нем будут требоваться другие компетенции, человек будет больше управлять, чем делать что-то сам.

Андрей Рязанов: Конечно, увеличится. Несколько лет назад робототехника LEGO воспринималась учителями как новинка, мало кто  знал о LEGO Education, что есть учебно-методические материалы LEGO, уроки, проработанные на год, на два. Сейчас редко встретишь педагога, который хотя бы не слышал об образовательных решениях LEGO Education.

Думаю, что через несколько лет в обязательный перечень предметов в школе робототехника не войдет, но будет важным элементом дополнительного образования. Прогнозируем, что в 60-65% школ образовательная робототехника так или иначе будет представлена.

Что бы вы могли пожелать нашим читателям в наступающем году?

Игорь Рядчиков: Читателям — веры в свои силы и удачных решений!

Максим Костерин: Желаю прочесть много интересных книг, собрать минимум одного робота и делиться радостью новых открытий с друзьями. С наступающим!

Дмитрий Спивак: Интереса ко всему новому. Я бы пожелал больше заниматься робототехникой, и детям, и взрослым. Чтобы начать, не обязательно покупать наборы, достаточно иметь только компьютер. Например, существует сервис-симулятор Circuits.io, который позволяет собирать проекты на Arduino онлайн. Не бойтесь заниматься новым и будьте здоровы!

Андрей Гурьев: Пожелаю всем, особенно людям в возрасте 30+, мыслить более глобально и следить за тенденциями робототехники, быть в тренде. Понимать, учиться, развиваться. Скоро общество столкнется с вопросами взаимодействия с роботами. Это серьезная проблема, схожая с проблемой компьютерной грамотности, которая возникала в 90-х. Появятся курсы по робототехнике для взрослых. Многие профессии будут завязаны на робототехнике. Поэтому начинать разбираться в робототехнике и программировании нужно уже сейчас.

Андрей Рязанов: Здоровья и новых творческих успехов в освоении и общеобразовательных предметов и робототехники в частности!