Александр Матвеев: “Быть гиком — круто”

Конструктор LiveTronic отличается от привычного конструктора. Детали для будущего робота нужно сделать самим — выдавить из картонных листов, выпилить из фанеры или напечатать на 3D-принтере. Если деталь потеряется или понадобится новая, юный робототехник может просто сделать новую.

Платы для наборов команда проекта собирает сама. Сейчас LiveTronic предлагает 2 вида плат — LT-Micro и LT-Mega. На основе LT-Micro работает линейка наборов для создания летающих машин и прототипов. LT-Mega — более мощная плата на Atmel 2560 может управлять 12 и более сервомоторами. На платах работает робот-аватар, черепаха, манипулятор-рука с 5 степенями свободы (которая, кстати, с успехом пекла блины на ВДНХ этой зимой), робот-скаут, железная дорога и машинка.

Чтобы познакомиться с универсальным набором LiveTronic и его создателем, «Роботовед» заглянул в школу Геккон.

a-matveev1

— Проблема всех наборов, да и не только наборов — даже просто игрушек — если потерялась деталь, дальнейшее творчество ограничивается или и вовсе становится невозможно, — говорит Александр Матвеев, создатель конструктора и школы.

— Когда ребенок собрал что-то из LEGO и с этим роботом участвует в соревнованиях, ему необходимо держать модель собранной долгое время. Это значит, что конструктором не смогут пользоваться другие дети. LiveTronic решил эту задачку просто: любую дополнительную деталь можно сделать самостоятельно. Например, в нашем клубе есть место, где стоят 20 листов картона. Картон стоит дешево, а новые детали из него можно делать бесконечно, пока картон не закончится.

Когда дети сами делают детали для своего робота, они учатся работать с материалом — взаимодействовать с ним и с инструментом. Будь то картон, пластик или фанера. На ранних этапах дети сталкиваются со свойствами и проблемами разных материалов: сопротивление и прочность, отладка конструкции в зависимости от характеристики материала. Александр продолжает:

— Совершенно нормально, что у нас второклассники-третьеклассники, которым уроки физики в школе только предстоят, говорят что-то вроде “Слушайте, у меня здесь трение слишком низкое, не могли бы вы помочь его как-то усилить? Может, добавить…”. И дальше начинается гипотеза того, как же трение увеличить, чтобы не добавлять дополнительные шкивы и не выпиливать новых деталей. Тут-то и начинается конструкторское мышление.

Тут в кабинет Александра заходит высокий бородатый молодой человек с собранными в хвост длинными волосами. Молодой человек выкладывает на стол фанерную “железную дорогу”, ставит на нее локомотив. Александр кивает в его сторону:

— Вот Миша пришел к нам в школу учиться, когда был семиклассником.

Это не просто демонстрация конструктора. На этой железной дороге Михаил вырезал лазером мелкие зазубринки, незаметные глазу и даже не ощутимые на ощупь. Теперь локомотив может втащить несколько вагонов в горку без проскальзывания колёс. Наборы LiveTronic для того и разработаны, чтобы конструкции на его основе можно было легко модернизировать, подгонять под себя и придумывать что-то новое.

a-matveev3

Идея создать LiveTronic появилась у Александра давно. Александр работает в сфере дополнительного образования с 2001 года. Начиналось все не с робототехники, а с программирования — модного в то время направления. Под руководством Александра был создана  лаборатория “Школа программирования” в московском Дворце пионеров. Позже кружок перезапустили в Политехническом музее: расширили программу от программирования до так называемого технического творчества (сюда же включили и робототехнику). Разработка LiveTronic началась ещё во Дворце пионеров, затем продолжилась в Политехническом музее.

Клуб Геккон (от игры слов “Geek On”) существует с 2015 года. Здесь дети занимаются авиамоделированием, программированием, 3D графикой и электроникой, открывают в себе инженеров-изобретателей. Кроме занятий техническим творчеством, здесь существуют и другие направления. В направлении “Наука и эксперимент” можно выбрать занятия по биолепке, химии, метеорологии и даже нейрофизиологии. А в направлении “Развитие способностей” — шахматный кружок, занятия по математике, уроки по развитию памяти и внимания, занятия с логопедом.

Направления занятий разработаны методистами Геккона так, чтобы задействовать все детские возрастные категории — от дошкольников до школьников старших классов. Сейчас в клубе состоят порядка 300 детей.

— У нас дети не просто ходят на занятия. Мы стараемся, чтобы дети действительно погрузились в предмет и полюбили учиться. У нас всегда было круто быть умным, круто быть гиком, — отмечает Александр.

Преподают в Гекконе большей частью бывшие ученики. Приходят и новые люди, многие — выпускники МГТУ им. Н.Э. Баумана. Новых преподавателей в Гекконе обучают по собственной интенсивной программе. Если после обучения претенденты успешно сдают экзамен, они становятся учителями.

a-matveev4

Бывшие ученики Александра помогают клубу, сохраняют связь с однокашниками. В школе есть символ такого единения.

— Здесь у нас кухня, — после экскурсии по школе Александр останавливается у последней и очень важной комнате. — А этот Стол — особенный.

Кухня в клубе — не просто место для еды. А Стол действительно особенный. Он уже около 10 лет кочует вслед за школой. На нем остались прорези, сделанные разными детьми в разное время — почти каждый оставил здесь свою памятную зарубку. Приходят посидеть за Столом и выпускники школы — по праздникам или просто ради встречи, чтобы поболтать. Некоторые отмечают дни своего рождения за этим столом в девятый раз.

— Приходят наши выпускники — огромные такие дядьки бородатые, которым я по плечо, — улыбается Александр. — И это круто. Наши ученики, которые стали уже взрослыми серьезными людьми, всегда рядом, всегда на связи. В самом клубе постоянно находится хотя бы один наш бывший ученик — преподает здесь или просто помогает что-то программировать.

В клубе дети учатся не только техническому творчеству. Здесь они дружат, взрослеют и ездят в походы. Александр открывает фотографии — на них горы и леса. И улыбающиеся дети. Ходить в походы — одна из традиций клуба. Вот на фото Крым, а вот Кольский полуостров.

Александр следит за судьбой своих выпускников. В основном, они становятся серьезными техническими специалистами. Программисты в Яндексе, например, биоинформатики, научные сотрудники. Бывших учеников клуба можно встретить в крупных компаниях. Для многих, кто начинал осваивать компьютер в школе программирования в нулевых, высокие технологии стали их жизнью — работой и хобби.

— Мы хотим подтолкнуть молодых людей к настоящим инженерным профессиям, пока они еще дети. Здесь, в Гекконе и с LiveTronic они получают импульс к творчеству и развитию.

Читать также: 

Урок робототехники в «Кванториуме»: прогресс невозможен без образования

RoboCup в России. Евгений Шандаров о том, как главные робототехнические соревнования мира наконец пришли в нашу страну