Алексей Загумённов ("Авира")

Алексей Загумённов («Авира»): «Сегодня железный робот – это ещё экзотика, а завтра – предмет повышенной конкуренции»

Группа компаний «Авира», один из ведущих отечественных производителей детского оборудования, объявила о начале строительства завода роботов-аниматронов в Пермском крае. В этой связи «Роботовед» пообщался с управляющим группой компаний Алексеем Загумённовым и выяснил, что такое роботы-аниматроны, как следует относиться к конкурентам и какие робототехнические элементы уже используются в производимых «Авирой» товарах.

– Что будут из себя представлять роботы-аниматроны, которые вы планируете производить?

– Аниматроника можно назвать сложным комплексом, состоящим из каркасной основы, ПО и визуальной составляющей. Каркас – скелет робота, набор двигателей, сочленений, проводов и прочего. Программное обеспечение важно, поскольку превращает простейший механизм во взаимодействующую с окружением систему. Наконец, от визуальной составляющей зависит и привлекательность, и принцип использования аниматроника. Группа компаний «Авира» уже 7 лет работает в индустрии развлечений. Здесь любой проект обязан быть уникальным, поскольку вторичность не работает на прибыль. Принципа создания уникальных изделий будет придерживаться и наше производство роботов «Авира Декор».

С одним и тем же скелетом можно создать робота, который будет привлекать прохожих, участвовать в экспозиции или пугать детей. Условия будет определять заказчик. Как крупнейший производитель игрового и развлекательного оборудования в России, мы справимся с любой задачей, если её итог хотя бы на 60% будет понимать предприниматель.

Ну а первым нашим роботом станет 100-сантиметровый трицератопс. Точнее, его голова на шее. Этот робот станет главным участником презентации нашего производства в следующем году.

– Обычно роботов-аниматронов используют в киноиндустрии. Для чего будут использоваться ваши роботы?

– Помимо Голливуда такую продукцию любят и маркетологи, и пиарщики, и, конечно, владельцы бизнеса в индустрии развлечений. Под Новый год все продавцы любят украшать свои витрины гирляндами. Огоньков становится так много, что на них никто не обращает внимания. А представьте, если у магазина вдруг появился роботизированный Дед Мороз, который говорит и смеётся, машет рукой и крутит головой вслед за прохожими. Что привлечёт больше внимания к магазину, Дед Мороз или очередная гирлянда? Аниматронным можно сделать даже манекен – чтобы видеть одежду в динамике, а не на мёртвой кукле.

И на внешнем, и на внутреннем рынках есть спрос на декоративных роботов почти во всех основных сферах деятельности. Уже в 2019 году этот спрос вырастет как минимум вдвое.

Макет туловища ксеноморфа
Макет туловища ксеноморфа

– Что из себя будет представлять новый завод?

– Как мы уже сообщали официально, производство разместится в Пермском крае, инвестиции на старте составят около 85000 долларов, а планируемый объём производства на 2018 год составляет порядка 350000 долларов.

Вместе с роботами мы разместим производство стеклопластиковых фигур, создавая таким образом обособленное подразделение по созданию уникального контента для любого развлекательного центра. За последние 5 лет мы добились такого уровня производства, что способны создавать комплексные проекты под ключ мирового уровня. С появлением производства аниматроников мы закрепимся в статусе лидеров на ближайшие годы.

– А почему завод будет располагаться именно в Пермском крае?  

– Здесь, в Перми, расположена штаб-квартира группы компаний «Авира». У нас есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Праге. У нас есть завод в Иваново, мы рассматриваем варианты размещения производственной площадки и за Уралом. Но родилась «Авира» в Пермском крае, как и я сам, поэтому этот регион стал родным для нас.

– Какие-то робототехнические элементы вы используете уже в производимых вами продуктах?

– Конечно, самое простое – это шаговые электродвигатели. Такие, например, используются в аттракционе «Радуга» – это такое беличье колесо с мягкими стенками. Стеклопластик, из которого отливаются некоторые детали и элементы декора, используется для производства горок. Другой связи пока нет. Поэтому и производство обособляется.

Аттракцион "Радуга"
Аттракцион «Радуга»

– Что вы можете сказать про конкурентов? И есть ли ориентиры в плане ведения бизнеса?

– Я люблю конкурентов. Они помогают нам становиться лучше, работать над собой и держат в тонусе. Я никогда не скрывал, что мы не были первыми в России, кто стал производить игровые лабиринты. Есть в стране мамонты индустрии, но сегодня они настолько заматерели, что от них уже пахнет нафталином. По данным контрольных органов, мы занимаем 37,4% рынка производства, обходя всех этих мамонтов качеством предложения. Сегодня если предприниматель хочет продешевить или взять оборудование, скажем, на пробу, он ищет производителя в соответствующих кругах. Если предпринимателю нужен уникальный проект под ключ с бизнес-планом, маркетинговым сопровождением и PR-поддержкой – он идёт к нам.

Если говорить только об «Авира Декор», можно назвать двух конкурентов. Первые – из Челябинска и подкупают потребителей дешевизной китайских роботов. Они перепродают и по сути не производят ничего своего. Вторые – из Беларуси, чистые производители. Но их технологии сегодня считаются излишне громоздкими и устаревшими. Вот вам и ориентиры для развития.

– В одной из новостей вы утверждаете, что основная часть производимой на заводе продукции будет реализовываться за рубеж. Откуда у вас такая уверенность?

– Любой проект нужно запускать после тщательного анализа рынка. Мы такой анализ провели и сделали соответствующие выводы. Это и позволило нам делать подобные заявления. Тем более, что сегодня нашу продукцию хорошо знают минимум в 16 странах мира, а головная компания группы входит в Международную ассоциацию развлекательных парков и аттракционов – IAAPA.

Алексей Загумённов
Алексей Загумённов

– «Авира Декор» – это только часть вашего холдинга. А какая компания группы наиболее успешна?

– По статистике чаще всего предприниматели заказывают у производителя детский игровой лабиринт. Заказать его можно в компании «Авира», поэтому её и можно назвать самой успешной. С неё, по сути, 7 лет назад всё и начиналось.

– Роботы-аниматроны – это высокотехнологичное производство. Вас как-то поддержало правительство?

– Поскольку мы только стартовали, то поддержки никакой не было. Мало того, на поддержку я бы и не рассчитывал. В стране из-за предвыборных обещаний пенсии платить нечем, какая уж тут поддержка. А вообще, предпринимателям, которые хотят чего-то достичь, в том числе и в сфере робототехники, я бы рекомендовал рассчитывать только на себя. Потому что сегодня железный робот – это ещё экзотика, а завтра – предмет повышенной конкуренции.

Читать также: 

Сделано в России: Какие конструкторы для STEM образования предлагают российские производители

Антонина Цицулина: “Дети и эксперты выбирают одни игрушки”