Майя Склярова: «Наша цель — вдохновлять и развивать строителей будущего»

Сертифицированный тренер международной LEGO Академии Майя Склярова рассказывает, как конструкторы помогают развивать эмоциональный интеллект и почему занятия робототехникой могут сделать ребенка успешным в любой другой деятельности.

— Майя, расскажите, как вы стали тренером LEGO Академии?

— В 2012 году в составе первой и пока единственной группы из России я прошла обучение по направлению LEGO Education с возможностью в дальнейшем обучать  и сертифицировать педагогов на территории нашей страны и всего русскоязычного пространства по направлению LEGO Education. В Дании мы учились работать с детьми всех возрастов, от 2-х до 16-ти лет. После возвращения в Россию все тренеры продолжили свою деятельность в различных образовательных учреждениях, поэтому у каждого из нас возникла некая специализация, связанная с практическими наработками в своей области, — я, например, являюсь директором центра раннего развития «Академия Гномов», в котором мы работаем с образовательными решениями LEGO Education с детьми в возрасте от двух до 10 лет. В части робототехники мой практический опыт касается проведения занятий и подготовки к робототехническим соревновнованиям с первороботом WeDo. Робототехнику мы начинаем внедрять с пяти лет, если дети к этому готовы.

Это уникальная ситуация, когда курс непрерывный и охватывает все группы детей. У нас, насколько я знаю, чаще всего встречается формат короткой программы, рассчитанной на одну возрастную категорию.

Да, программа непрерывная, и она методически поддерживается на всех уровнях. Есть методика LEGO Education, по которой проводятся все занятия, независимо от того, с какой возрастной группой работает педагог. Дети находятся в единой образовательной системе, которая им понятна и привычна. Усложнение происходит постепенно, и, что очень важно, на каждом последующем шаге ребенок опирается на навыки, полученные при освоении предыдущего этапа.

— В чём специфика методики LEGO Education?

— Есть так называемые навыки XXI века, они всегда присутствуют в активном арсенале успешного человека. Основные — это умение работать в команде, обрабатывать большие объёмы информации, находить нестандартные решения в стандартных рабочих ситуациях, мыслить стратегически, брать на себя ответственность. Это то, что позволит человеку быть успешным в любом деле, независимо от того, какое он получил образование. Ряд исследований, которые компания LEGO проводит совместно с мировыми институтами образования, позволяет с высокой долей уверенности заявлять, что почти 70% детей, которые сегодня находятся в системе образования, будут работать по специальностям, которых ещё не существует. Но мы абсолютно точно  можем привить ребёнку ряд навыков, которые позволят ему в любой жизненной ситуации проявить себя и быть результативным по максимуму.

И, проводя занятия с  образовательными решениями LEGO Education, мы в детях развиваем в первую очередь именно эти навыки, но их очень сложно продемонстрировать родителям. Когда мы обучаем ребёнка, например, чтению, то результат работы легко показать: не умел читать — умеет читать. А как продемонстрировать родителям маленького ребёнка такой навык, как, например, критическое мышление? И педагоги, которые работают по нашей методике, обычно очень много говорят с родителями о том, что лежит в её основе, как она работает, что развивает в детях. Причём эти «навыки успешности» можно начинать давать с двухлетнего возраста: например, умение задавать вопросы и обращаться за помощью — это очень важный момент для развития ребёнка, но на этом редко акцентируют внимание. Детей постарше мы подталкиваем к пониманию своей ценности в команде через задачи, для решения которых они объединяются. Это постоянное объединение в группы приводит к тому, что ребёнок начинает осознавать, стратег он, лидер или, например, технический специалист. И это понимание даёт ему уверенность в своих силах — он всегда понимает, какую часть работы он может взять на себя и сделать хорошо. Как ни странно, именно работа в командах приводит к росту результативности у каждого ребёнка в отдельности.

Презентация LEGO Education
Презентация LEGO Education

— В каком возрасте лучше всего начинать занятия робототехникой?

— Я бы не называла конкретный возраст, когда ребёнок может переходить к робототехнике, потому что это напрямую зависит от длительности его нахождения в программе LEGO Education. Если в этой системе начать работать в два года, то к робототехнике дети готовы уже в 5–6 лет. Если же в 5–6 лет ребёнок попадает к нам впервые, и сразу на занятия по робототехнике, то чаще всего он оказывается к ним не готов. При программировании, при работе с роботами, ребёнок должен по умолчанию уметь собирать с большой скоростью по сложным схемам, слышать педагога, мыслить стратегически, иметь хорошо развитое пространственное мышление, иметь опыт решения нестандартных задач. Всё это достигается годами работы — если она была.

— Как отличаются занятия для разных возрастных групп и как именно происходит усложнение и переход непосредственно к робототехнике и программированию?

— Во-первых, мы работаем с тремя размерами кубиков. LEGO Soft — это большие мягкие кубики, из которых совсем маленькие дети учатся конструировать. Дети растут, их моторика становится более уверенной, и мы переходим на размер LEGO Duplo — с ним в основном работают педагоги дошкольники, примерно до шести лет. После мы переходим на классический размер кубиков — LEGO System. На первых этапах обучения дети конструируют статичные конструкции: дома, мосты, заборы, башни. В дальнейшем появляется ряд наборов, которые знакомят детей с движением в механических структурах — здесь, помимо уже знакомых им кубиков, есть и шестерёнки, и ремешки, и оси, и другие интересные детали. После прохождения этого блока дети готовы к робототехнике. И здесь главная задача педагога — это обучение программированию. Конструирование как бы отходит на второй план, и у него теперь более прикладное значение. Понимание, как будет двигаться робот, которого ребёнок запрограммировал, возникает на предыдущем этапе — и его лучше не пропускать. Иначе ребёнок научится программировать, но не сможет построить робота, который будет двигаться в соответствии с прописанным алгоритмом. Готовых ответов мы не даём — лишь задаём вектор решения задачи. Она может стоять, например, так: надо создать робота, который сможет добраться из точки А в точку Б максимально быстро. Как запрограммировать порядок таких движений мы изучаем, а вот конструкцию робота, который сможет его выполнить, ребёнок должен предложить сам. У каждого должен получиться свой уникальный робот. И понимание механики движения поможет ребёнку выполнить эту задачу максимально успешно.

— Я знаю, что на втором этапе, при работе с LEGO Duplo, есть наборы, которые знакомят детей с эмоциями. Расскажите о них поподробнее.

— Набор «Эмоциональное развитие» сейчас вызывает особый интерес у педагогов-дошкольников, потому что ещё недавно инструментария для работы с детьми в  социально-эмоциональной сфере было совсем немного. И в основном в этой области работали только психологи. Мы развивали литературные, языковые, математические, физические навыки, а эмоциональная сфера лежала вне компетенций педагога. На сегодняшний день специалисты считают эту образовательную область наиважнейшей и  критически влияющей на способность ребёнка быть успешным в других областях. Поэтому у LEGO появилось несколько наборов для работы именно в этой сфере. С неё всё начинается: если ребёнок социально адаптирован, если он эмоционально стабилен и хорошо коммуницирует с окружающими, то он будет легче воспринимать информацию и выполнять задачи в других образовательных областях. И наоборот, зажатость, закрытость и эмоциональная незрелость не позволят ему проявить себя наилучшим образом. Понимание, что с этим надо работать, развивать социально-эмоциональную сферу детей через игровую деятельность, пришло сейчас во все крупные компании, предлагающие игровое оборудование на рынке образовательных услуг для детей. И компания LEGO не исключение.

Набор «Эмоциональное развитие» предлагает познакомиться с восемью базовыми эмоциями, которые понятны детям дошкольного возраста. Занятия очень интересные, проходят на фоне высокой активности детей, потому что чаще всего до этого момента им никто не предлагал построить свои эмоции. Никто никогда не просил изобразить из кубиков Lego, что значит дружить, злиться, бояться, радоваться, сопереживать. Через конструирование из кубиков набора «Мои первые эмоции» дети прорабатывают свою эмоциональную сферу, учатся решать задачи, которые могут возникнуть при общении с другими людьми — это очень интересные истории. Более того, набор очень мощно поддерживается методически. С сайта Legoeducation.ru можно бесплатно скачать учебно-методический комплекс с 12 занятиями, которые позволят педагогу получить полноценную поддержку для грамотного проведения занятий — а это не так легко, потому что чаще всего педагоги не являются психологами.

— Это, на мой взгляд, очень крутая инициатива. Далеко не все взрослые могут хотя бы просто идентифицировать собственные эмоции. И это, действительно, тот навык, который хорошо бы освоить в раннем детстве.

— Я с вами абсолютно согласна. Я этот набор очень часто беру на тренинги как раз для того, чтобы показать взрослым, что эмоции — это не такая простая штука, как им кажется. Я прошу педагогов построить ситуацию, в которой они испытывают определённую эмоцию, и это в итоге приводит к замешательству и непониманию. Вдруг оказывается, что одного человека какая-то ситуация радует, а другого — огорчает или смущает. И вот, взрослые люди неожиданно осознают, что их эмоции и эмоции окружающих людей в одной и той же ситуации могут быть диаметрально противоположными. Такие практические занятия производят сильное впечатление на педагогов. Разобраться в своих эмоциях важно не только детям, но и взрослым. И, пройдя через серию таких занятий, педагог сам становится на ступеньку выше в своём эмоциональном развитии, а это очень важно при работе с детьми.

— Как можно стать педагогом LEGO Education? Нужно ли иметь педагогическое образование для этого?

— Есть сайт Академии LEGO. Здесь любой человек может получить исчерпывающую информацию по всем курсам, которые проходят на территории России. Их достаточно много, и выбор программы зависит от того оборудования, на котором вы в дальнейшем планируете работать. Иногда тренинги  адаптируются под цели и задачи заказчика. Программа на 70–80% состоит из практических заданий, поэтому крайне редко мы предлагаем дистанционное обучение. Тренеру необходимо видеть, как педагог работает с оборудованием, как он видит занятия, как понимает методику и встраивает её в учебный процесс. Не обязательно быть профессиональным педагогом, лично у меня большой опыт обучения людей без специального образования, в частности студентов, понимающих, что освоение передовых образовательных методик в процессе получения высшего образования делает их высококлассными и более востребованными специалистами.

Майя Склярова
Майя Склярова

— Как организована система кружков LEGO Education? Где и как проходят занятия?

— На территории России в основном сейчас представлены два варианта учреждений, реализующих образовательные программы LEGO Education.

Первый вариант, это  сертифицированные учебные центры LEGO Education Afterschool Programs (LEAS), которые работают по франшизе LEGO Education. В России таких центров уже более 20. География довольно широкая — как в  Москве и подмосковье, так и за тысячи километров от столицы. Эти центры полностью поддерживаются LEGO Education. Обучение проводят сертифицированные тренеры только на наборах LEGO, а внешняя и внутренняя организация процесса жёстко регламентируется: от размера помещения до обстановки в классе. Эти центры приобретают лицензию, которую они в дальнейшем поддерживают. И, конечно, это гарантирует то, что ребёнок, посещающий занятия в любом из этих центров, получит услугу самого высшего качества.

Второй вариант — это как раз то, чем мы, тренеры LEGO Education, чаще всего занимаемся на территории России. Мы обучаем на тренингах педагогов дошкольников и учителей школ работе по нашей методике на оборудовании LEGO Education. По результатам обучения, педагог получает именной сертификат международного образца, который позволяет образовательному учреждению, где он работает, заявлять, что в нём реализуются программы Lego Education.

— Конструкторы LEGO уже давно перестали восприниматься как просто игрушки — компания стала очень серьёзным игроком на международном рынке образования. Почему для LEGO так важно развивать именно образовательное направление?  

— Миссия компании LEGO — это вдохновлять и развивать строителей будущего посредством игры и обучения. То, как быстро дети обучаются через игровую деятельность, поражает. Наши занятия проще начать, чем закончить. Увести детей с занятия по LEGO очень сложно, и это реальная проблема педагогов — остановить увлечённых работой детей. На этих занятиях дети начинают понимать, что являются творцами и могут создавать то, что, кроме них, не может никто. И это настолько вдохновляет на дальнейшую деятельность и развитие, что уже в раннем возрасте они способны обучаться на достаточно серьёзном уровне. Наборы LEGO ориентированы на практику, то есть задачи, которые дети решают на занятиях, абсолютно реалистичны и часто встречаются в их жизни. Это уникальным инструмент, который можно гармонично встроить в любой образовательный процесс школьного или дошкольного учебного заведения.

Читать также:

Наталия Пичугова: «То, что для нас будущее, для наших детей реальность — это их мир»

“Живи в кабинете”. Денис Копосов о том, как в школе выстроить систему технического образования, и о том, как становятся инженерами