Роботизированная мода: как новейшие технологии влияют на фэшн

Платье, которое предлагает вам прохладительные напитки? Мини-роботы, живущие на одежде? Это уже не просто фантазии современных дизайнеров, а реальность, которая существует параллельно стремительно возвращающейся моде 90-х и 80-х. Взаимоотношения роботов и модной индустрии довольно точно характеризует известная цитата писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено». Как именно взаимодействуют роботы и мода сегодня?

Лицом декабрьского номера ELLE в Бразилии стала София — антропоморфный робот, последняя разработка Hanson Robotics. С помощью Софии издание хочет привлечь внимание к теме будущего моды: как современные технологии найдут применение в индустрии, как изменятся материалы и методы их обработки, кто будет задавать тренды и, самое главное, какое место в мире моды займут роботы.

1-sofia-elle
Фото Боб Вулфенсон. Источник: Instagram @ellebrasil

«Технологии могут быть способом выделиться и дать компании конкурентное преимущество на переполненном фэшн-рынке», — говорит Каринна Ноббс, программный директор и ведущий лектор Британской Школы Моды. «Если тебе удастся хорошо внедрить технологию в продукт, то у тебя есть возможность построить пиар-кампанию на образе новатора и первопроходца, что, в свою очередь, увеличит продажи и лояльность аудитории».

К слову, заигрывать с технологиями модные дома начали уже довольно давно. Результаты их совместного творчества вызывали неоднозначную реакцию общественности и критиков, но свою долю славы своим создателям несомненно принесли. Мы решили проследить историю интеграции роботов в модную индустрию и выделили несколько ключевых направлений.

Отношения моды и робототехники напоминают процесс приручения какого-нибудь диковинного животного — оно имеет необычную окраску, обладает удивительными способностями и скрытым потенциалом, который хочется поскорее раскрыть и начать использовать в своих интересах. Сначала мы этим существом восхищаемся и даже пытаемся ему подражать, потом довольно ожидаемо и примитивно используем его в качестве декоративного элемента, затем приучаем работать на себя. Следующий этап — полноценное и плодотворное сотрудничество.

Мимикрия / подражание

Антропоморфные роботы как вершина технологической эволюции вдохновляют людей уже не один десяток лет. И в какой-то момент увлечение эстетикой роботов перешло из состояния «как сделать их максимально похожими на нас» в желание примерить их образ на себя — самим стать киборгами.

8-ten-out-of-ten
Тайский дизайнер Ten out of Ten

Технологическая чёткость, прямые или очень плавные линии, элементы, взаимодействующие друг с другом на совершенно ином уровне. В моду пришли «рободоспехи» — вещи, которые на каком-то подсознательном уровне как бы превращают нас в сверхлюдей. Так, древние народы носили на шее клыки самых сильных хищников, а затем и их шкуры — они верили, что это магическим образом наделяет их сверхъестественными способностями.

3-%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%81%d0%b8%d0%b0%d0%b3%d0%b0
Роболеггинсы от Balenciaga
NEW YORK, NY - MAY 02: Zayn Malik attends "Manus x Machina: Fashion In An Age Of Technology" Costume Institute Gala at Metropolitan Museum of Art on May 2, 2016 in New York City. (Photo by Kevin Mazur/WireImage)
Зайн Малик в Versace на MET Gala 2016

Декоративный элемент / ВАУ-фактор

Использование технологий может быть инструментом выражения творческой мысли дизайнера и использоваться как декорация в модных показах, при этом никак не изменять опыт пользователя и не влиять на генеральную линию бренда.

Так, Александр Маккуин в показе весна-лето 1999 поставил модель Шалом Харлоу в белом платье на вращающуюся платформу, а две роборуки раскрашивали её наряд из баллончиков с чёрной и жёлтой краской. Этот момент стал одним из самых культовых в творческой биографии дизайнера.

2-%d0%bc%d0%b0%d0%ba%d0%ba%d1%83%d0%b8%d0%bd
Photo: Alexander McQueen: Savage Beauty

Многие бренды использовали модные технологические новинки, чтобы привлечь к своим показам дополнительное внимание прессы. Таким был опыт Diane von Furstenberg в сентябре 2012 году. Её модели выходили на подиум в гарнитуре дополненной реальности Google Glass, тестирование которой началось чуть ранее в том же году.

10-diane-von-furstenberg
Сергей Брин и Дайан фон Фюрстенберг

Тогда это действительно стало событием, и к тому же позволило обоим брендам ещё некоторое время играть информационными поводами — из видео, снятого с помощью Google Glass, в том числе и во время показа, впоследствии собрали промо-ролик.

А в 2014 Fendi запустила над подиумом несколько дронов, которые должны были снимать показ из разных точек и транслировать его для зрителей онлайн.

Производство / Дистрибуция

Использование роботов в производстве одежды до сих пор очень мало распространено. Это отчасти обусловлено техническими трудностями — если автомобили и электронные девайсы, которые состоят из прочных однотипных деталей, часто собирают роботы, то производство одежды плохо поддается автоматизации, так как имеет дело с хрупкими и привередливыми материалами.

Прорывом в этой области стала разработка SoftWear Automation, которая умеет управляться даже с самыми прихотливыми тканями, например с шелком. Система ASM (англ. automated sewing machine — автоматическая швейная машина) развивается очень быстро — создатели уверяют, что она уже может полностью автоматизировать создание простейших вещей и способна изменить всю индустрию производства одежды уже в ближайшие 5–10 лет.

Пока ситуация меняется постепенно. Некоторые компании выборочно роботизируют процесс создания шаблонных предметов одежды (например, футболки) или простых изделий из ткани (постельное белье, полотенца). Но с развитием робототехники, будет усложняться и функционал, с которым роботы способны справиться. И, если работа предсказуема и строится по определенному алгоритму, то рано или поздно роботы научатся ее выполнять.

Зато роботы отлично прижились на огромных складах с одеждой — Kiva Systems обеспечивает, например, такой сервис, как доставка в тот же день. Человеческий ресурс с этой задачей справлялся гораздо хуже. «Автоматизированные системы хранения и поиска позволяют хранить больше вещей на меньшей площади, повышается скорость и качество исполнения задач, при этом затраты на рабочую в итоге снижаются», — рассказывает Стив Криз, операционный директор компании Yoox Net-a-Porter Group, которая использует систему ASRS для осуществления «моментальной» доставки.

Одежда-робот

Наконец, поговорим о концепции «умной одежды» (wearable technology). Самое привлекательное, чего можно ожидать от взаимодействия моды и робототехники, — это совершенно иной пользовательский опыт, связанный с непосредственным внедрением технологий в предметы одежды. В настоящий момент это трудоёмко, дорого и времязатратно, но результаты впечатляют.

Уже в 2007 году Хуссейн Чалаян поражал публику технологиями, которые ему удалось внедрить в одежду. Он видел будущее моды в предметах-трансформерах, которые самостоятельно меняют форму. Благодаря встроенным микрочипам и методике аниматроники (применяется в кинематографии для создания спецэффектов) прямо на подиуме викторианское платье превращалось в коктейльный мини-наряд — а модель при этом даже не шевелилась.

Голландка Анук Виппрехт экспериментирует с робототехникой с 2010 года. Она мечтает сделать одежду по-настоящему «умной» — такой, которая могла бы иметь физические и психологические отношения не только со своим «хозяином», но и с окружающими людьми.

Например, это платье умеет считывать появление человека перед ним и предлагать ему освежающий напиток. Если вы достаточно сблизитесь, то оно ещё предложит вам сыграть в какую-нибудь игру.

11-anouk
Одна из работ Анук Виппрехт
12-spider-dress
Одна из последних разработок Анук Виппрехт — платье-паук.

В 2012 году дизайнер одежды из Китая Вега Вонг (Vega Wang) создала «космическую коллекцию» из 7 предметов Alpha Lyrae.

13-alpha-lyrae
Из коллекции Alpha Lyrae Веги Вонг

Белые графичные платья вдруг превращаются в кадры из «Интерстеллара» — для создания эффекта подсвеченных изнутри галактик дизайнер обратилась за помощью к специалистам из Top Right Optoelectronics. Изображения созвездий, галактик и туманностей были напечатаны на белом шёлке, а светящаяся подкладка выполнена из электролюминесцентной бумаги — очень лёгкой и гибкой. Запрограммированные контроллеры отвечают за подсветку.

Идея носимых роботов, которые могли бы взаимодействовать с окружающей средой, увлекает и команду разработчиков из Массачусетского Института Технологии и Стэнфордского университета. Они придумали ботов, которые могут жить на любой вашей одежде и выполнять простейшие задания — измерить пульс или служить в качестве бейджа с именем. Но останавливаться на этом изобретатели, конечно, не собираются: «Мы предвидим, что в будущем технологии такого характера будут перемещаться по всему телу человека и действительно служить своему хозяину. Это может быть связано со сферой здоровья, спортом, развлечениями и украшениями.»

14-%d1%80%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%82%d1%8b-%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b6%d0%b4%d1%8b

Возвращаясь к роботу Софии на обложке модного журнала, которая как бы подталкивает нас дальше размышлять о том, к чему же технологическая эволюция в итоге приведет: как мы видим, путей развития несколько, и они могут развиваться параллельно, дополняя друг друга. Более сообразительные роботы начнут собирать более сложные детали для более «умной» одежды. И есть шанс, что уже через несколько лет мы всё-таки начнём более лучше одеваться.