В 2001 году Марк Пренски, писатель и популяризатор технологий обучения, назвал современных детей «цифровыми аборигенами» (digital natives). Они родились после «цифровой революции», знакомы с технологиями с младенчества, постоянно и активно включены во взаимодействие с гаджетами, гораздо более открыты к инновациям. Действительно, пользовательская вовлеченность постоянно растет, но это не означает, что снижается и уровень технофобии – то есть страха перед технологиями. Одна из причин состоит в том, что устройства и гаджеты усложняются, «закрываются», становятся «черными ящиками». Мы видим, как развиваются технические изобретения: с одной стороны, они становятся удобнее и функциональнее; но с другой стороны, мы уже мало понимаем, как они устроены. И чем более непонятными становятся технические изобретения, тем больше барьеров возникает у новых пользователей.
Кажется, робототехника – один из самых действенных способов преодолеть технофобию. Или вовсе предотвратить ее появление. Давайте разберемся, что такое технофобия, откуда она появляется и в чем особенности робототехники с ее эффектом «зловещей долины»…
Что такое технофобия?
Возникновение технофобии связывают с промышленной революцией и массовыми попытками автоматизировать ручной труд. Идея облегчить труд встретила большое сопротивление рабочих, автоматизация обернулась потерей рабочих мест и вызвала массовые протесты, поэтому люди начали уничтожать машины. Эти борцы против машин стали известны истории под названием луддитов с начала XIX века, хотя такая борьба началась еще в конце XVII века. Прямые и значимые последствия введения технологий оказались негативными для конкретной социальной группы – у рабочих не стало работы, они обвиняли в этом машины. Однако это не была единственная причина страха: технологии пугают неопределенностью. Они меняют привычную рутину, изменяют человеческие отношения, нарушают порядок взаимодействия.
Технофобия распространяется в том же темпе, что и само технологические развитие. Во-первых, увеличивается количество сфер, где без технологии не обойтись – как в индустрии, так и в повседневной жизни. Во-вторых, сами технологии становятся сложнее: механизмы и функции скрываются во внутреннем устройстве, заключаются в невидимые и непонятные части технологических конструкций. В-третьих, интерфейсы техники становятся интуитивно-понятными, но эта интуиция различается у разных поколений. В конечном итоге, технологии либо рутинизируются и становятся привычными, либо вовсе не приживаются. Но даже в первом сценарии за рутинизацией следует еще один этап – техника обновляется быстрее, чем меняются традиции и культурные формы. Особенно технофобия усилилась с переходом на цифру, потому что аналоговую (механическую) технику еще можно было вообразить, представить, понять, «пощупать». С цифровыми технологиями границы понятности настигаются ощутимо быстро, а дальше – «черный ящик».
О причинах технофобии
В начале года были опубликованы некоторые результаты исследования Института современных медиа (MOMRI) и телеканала «Наука», в котором выясняли, чего россияне боятся в связи с научно-технологическим развитием. Оказалось, что больше всего беспокойств вызывает изобретение разных видов оружия; на втором месте — информационные технологии, роботы и гаджеты; тройку лидеров замыкает генная инженерия. Отмечается и возрастная разница: в возрасте 45–54 лет о страхах сообщают более половины опрошенных, а меньше всего боятся 25–34-летние респонденты.
Даже такие очень общие данные свидетельствуют о том, что страхи перед технологиями разнообразны. Технофобию стараются не ставить в один ряд с другими фобиями, которые уже укоренились в психологической практике (ее, например, нет в признанном психиатрами списке фобий, который приводит Википедия). Технофобия связана скорее с комплексом барьеров в практиках использования техники, чем с нерациональным страхом перед неизвестным или с адресным синдромом – боязнью конкретного устройства. Этот комплекс барьеров включает в себя связанные или несвязанные между собой трудности в освоении техники: страх перед новым, боязнь не запомнить новую информацию об алгоритме использования, возникающие механизмы психологической защиты в условиях неопределенности, неготовность брать на себя ответственность за поломки и так далее.
Комментирует Дарья Кравченко, психотерапевт, автор блога Friendly Psychologist.
Стремительное развитие технологии воздействует на базовые страхи человека. У каждого поколения мы можем выявить свои специфический набор страхов и тревог. Чем старше пользователи и чем позже в их жизни появились технологии, тем больше у них возникает барьеров, в том числе, психологических и эмоциональных. Сейчас мы достигли той точки, когда уже не успеваем за скоростью технологического развития и последующими социальными изменениями. В этом смысле гонка бесполезна, поэтому следовало бы сосредоточиться на наших возможностях – на способах познания, на более глубинном понимании себя и развитии самоконтроля- это то, что мы действительно остается в нашей власти. Сталкиваясь со страхом мы должны искать первопричину заглядывая внутрь себя, видеть его суть, а не стараться избегать внешних объектов. Так хорошим примером может быть аэрофобия – боязнь летать. Полное понимание того, как работает самолет, не заставит преодолеть страх, но зато поможет работа со своими эмоциями и переживаниями в поисках внутреннего баланса. Мы не можем контролировать самолет, но можем совладать с собой и своим страхом. Нам так же полезно понимать свое место в рамках процесса глобальных изменении. В условиях неопределенности полезно не хвататься за новинки, а занимать мета-позицию и учиться управлять изменениями, преодолевать сопротивление, принимать необходимость перемен, учиться воспринимать происходящее с разных точек зрения. В этом контексте особенно актуальными становятся труды Адизиса «Управляя изменениями», Интегральная теория Кена Уилбера, «Спиральная динамика» Грейвз.
В основе взаимодействия с технологиями лежит несколько базовых интуиций, которые сопровождаются стремлениями к рационализации – это помогают человеку как пользователю принять технику. Здесь возникает по меньшей мере два вопроса, которые приближают нас к пониманию технофобии.
1) Какую роль играет техника в жизни человека и общества?
Понятный и само собой разумеющийся ответ — обслуживающая роль: технологиям делегируются функции, которые не хочет или не может выполнять человек. Инженеры создают технологические решения и программируют технические устройства, чтобы они выполняли назначенные задачи. Технофобия усиливается, когда мы читаем или смотрим научную фантастику о восстании машин, а в это время узнаем новости о разработках в области искусственного интеллекта или искусственных нейронных сетей. А пока рациональный подход уверяет, что человек контролирует технологии.
2) Почему нам кажется, что техника живет своей жизнью?
Условное превосходство человека над технологиями оборачивается другим эффектом: подавляющее большинство пользователей не в состоянии решать технические проблемы самостоятельно. Логика разработчиков и инженеров не учитывает всё разнообразие пользовательского опыта, но основывается на базовых представлениях о человеческом взаимодействии. Техника реагирует, сообщает, показывает. Неясности в механике и алгоритмике взаимодействия с устройствами вызывают барьеры, которые окрашиваются эмоционально и иногда приводят к мифологизации или даже демонизации технологий. Им приписываются социальные и психологические эффекты, чтобы объяснить «поведение» понятными человеку способами: в этом случае технофобия не ослабляется, а получает новое эмоциональное измерение.
Эффект «зловещей долины»
Даже если нас не пугает непонятность внутреннего устройства и мы считаем себя опытными пользователями технических устройств, мы периодически оказываемся в ловушке антропорморфизма – наделяем их человеческими свойствами. Особенно это касается роботов, но и здесь всё не так просто.
Японский ученый-робототехник Масахиро Мори еще в 1970 году провел исследование реакции пользователей на технические изобретения и образы анимизированных персонажей – одушевленных героев мультфильмов, механических кукол, роботов. Обнаружилась нетривиальная вещь: люди склонны спокойно и позитивно реагировать на человекоподобные образы, но в какой-то момент что-то идет не так. Когда робот начинает походить на человека внешне, но в очень мелких деталях «не дотягивает» до естественного и органичного поведения, он вызывает жутковатую реакцию. Такое едва заметное проявление «недочеловечности» вызывает нерациональный страх: социальный порядок взаимодействия разрушается с каждой попыткой коммуникации, потому что человеческое восприятие не может категоризировать тип взаимодействия. Это уже не одностороннее использование технологий, где понятны структура и механизм работы (как с роботом-пылесосом или роботом-собакой). Но это еще не взаимодействие с человеком в заданном и понятном социокультурном контексте. В результате, страх возникает от непредсказуемости развития событий.
Чем помогает робототехника?
Сегодня эффект «зловещей долины» воспроизводится в играх, мультфильмах, кино, а также в продвинутой робототехнике. Его пытаются преодолевать, чтобы снизить риски технофобии, а для поколения цифровых аборигенов он может оказаться уже нерелевантным – такой тип взаимодействия знаком им с раннего детства и поэтому не вызывает ни технологических, ни психологических барьеров.
Робототехника воспитывает цифровую грамотность, которая предполагает не столько полное владение навыками, сколько информированность об устройстве современных технологий. Например, робототехника помогает понять, как устроено аппаратное обеспечение, на каких принципах базируется программное обеспечение, как работает код, и что зашито в «черный ящик» цифровых устройств. Такая общая грамотность становится необходимым условиям интенсивного социотехнического развития и – в конечном итоге – помогает предотвращать технофобию.