С десяток детей завороженно наблюдают, как станок для лазерной резки выводит на причудливых деталях слова: «Леопарды», «Кванты», CHIPCHIK. Эти названия ребята придумали для своих команд, чтобы учиться было веселее — в течение нескольких месяцев они в парах будут создавать своих собственных роботов.
Вообще, московский «Кванториум» — это площадка для дополнительного образования, но сейчас здесь проходит эксперимент: несколько обычных общеобразовательные школ заменили уроки труда, информатики и ИЗО на одну из четырёх альтернативных технологических дисциплин, в их числе — робототехника. Дети сами выбрали занятие по душе — конструировать роботов пришли и мальчики, и девочки.
«Наша площадка оборудована высокотехнологичным оборудованием, которого во многих школах просто нет. Суть в том, чтобы дети видели современные технологии вживую, учились работать с ним, ведь для них это никакое не будущее — это уже настоящее, в котором они растут и формируются. Сегодня они умеют общаться с роботами — завтра они научатся их конструировать», — рассказывает преподаватель Андрей Гурьев.
Отсидеться на задней парте здесь не получится. И хотя учитель даёт теоретический материал, вся программа построена на выполнении практических задач. Дети создают робота с нуля, то есть сами проектируют и создают корпус робота, выпиливают и печатают детали на 3D-принтере, устанавливают датчики и программируют его движения. В финале курса начинающих робототехников и их роботов ждут соревнования в лабиринте и на небольшом полигоне.
Программа учитывает и социальные аспекты: ребята учатся вести проектную деятельность, работать в команде и защищать результаты своих трудов. Не обойдётся и без чисто творческой составляющей — каждая команда должна будет придумать необычное оформление для своего робота.
«Это наше третье занятие, к концу апреля мы сделаем вот такого робота на колёсиках. Кстати, колёса мы тоже будем сами печатать. На уроках в школе нет такой возможности, а хочется всему учиться на практике», — рассказывает Лиза, ученица шестого класса.
Сейчас лазерный станок вырезал основы для роботов из плексигласа, которые дети моделировали на компьютере на прошлом занятии. Теперь пришло время поработать руками и самостоятельно выпилить и отшлифовать металлические уголки. Первым делом преподаватель проводит инструктаж по безопасности, потом уже демонстрирует, что необходимо сделать. Дети моментально переоблачаются в рабочие халаты, надевают перчатки и самое главное — защитные очки.
Сначала работа с уголком вызывала у ребят массу вопросов — ведь пользоваться обычной линейкой гораздо удобнее. Через некоторое время преимущества уголка при работе с металлической заготовкой стали очевидными, и все быстро справились с разметкой, отпиливанием и шлифовкой. Сегодня коробочка с составляющими будущего робота, которая есть у каждой команды, пополнилась несколькими важными деталями. В следующий раз — работа с 3D-принтером.
Цель проекта — предложить практическую альтернативу устаревшим урокам технологии и внедрить такие выездные занятия в программу общеобразовательных школ по всему городу, а потом и страны. Помимо робототехники, дети в «Кванториуме» занимаются аэромоделированием, промышленным дизайном и IT.
«Синтез со школьной программой имеет много плюсов. Сейчас переломный момент в подходе к преподаванию на уроках технологии. Мы стараемся уйти от устаревшей модели, где мальчиков и девочек учат отдельно разным вещам. Мы предлагаем учить их вместе инновационным дисциплинам», — отмечает Андрей Гурьев.
Свою глобальную миссию «Кванториум» видит в подготовке качественных технических кадров. «В 90-х профессия инженера стала практически ругательной, но сейчас специалисты, которые умеют работать руками, очень нужны. Прогресс невозможен без образования», — говорит Андрей Гурьев.
У ребят, обучающихся на курсе по робототехнике, впереди ещё несколько лет, чтобы определиться с выбором дальнейшего образования. Но опыт и знания, полученные в «Кванториуме», несомненно пригодятся им в любой современной профессии.
Читать также: