Несмотря на энергетические и ресурсные ограничения и демографическое давление, Япония находится среди развитых стран. В поисках новых моделей общества, обеспечении устойчивого и всестороннего роста и максимального повышения благосостояния своих граждан, японское правительство провозгласило движение к новой общественной революции — к Обществу 5.0 или Super Smart Society. Общество 4.0 в этой терминологии возникло с массовой промышленностью, Общество 3.0 — с началом изменения окружающей среды для увеличения урожая, Общество 2.0 — с появлением сельского хозяйства, Общество 1.0 — первобытное общество охотников и собирателей.
Технология ИИ является важной частью реализации Общества 5.0 — важно углубление взаимосвязи между научными и технологическими инновациями и обществом, а также этические, юридические и социальные аспекты взаимодействия с ИИ.
Искусственный интеллект (ИИ) обладает огромным потенциалом и в то же время может создать проблемы безопасности. Для обсуждения ключевых проблем использования ИИ на благо общества в Японии работает консультативный совет, в который входят ученые и представители технологичного бизнеса во главе с доктором наук Юко Хараяма.
Этические проблемы
Меняется взаимосвязь между людьми и ИИ, на почве этих взаимоотношений совет предсказывает появление новой этики. В будущем будет важно четко отделять решения, принятые человеком и решения, в которых участвовал ИИ. Например, существует нерешенная этическая проблема относительно того, можно ли жертвовать одним водителя автомобиля, а не несколькими пассажирами в другом в случае неизбежной аварии. ИИ может быть настроен так, чтобы уделять приоритетное внимание нескольким жизням.
Манипулирование ИИ эмоциями и поведением людей может стать реальной проблемой. Технологии ИИ становятся способными принимать решения, возможно — манипулировать, совершать действия, которые ранее были прерогативой людей. Подобные вопросы обсуждали когда-то и в отношении массовой рекламы, что привело к ограничениям (запрет на рекламу алкоголя, сигарет и т.д.).
ИИ способен дополнить чувства и увеличить способности людей. Совет предлагает пересмотреть то, что мы называем человеческими чувствами. Например, является ли протез с ИИ частью человека? Следует ли разделять достижения человека на только человеческие и на совместные с технологиями?
Правовые вопросы
Страхование и уточнение локуса ответственности с учетом рисков использования ИИ уже очень актуально. Статистические отчеты показали, что большинство дорожно-транспортных происшествий были вызваны человеческими ошибками и небрежностью. Но все еще нет четкого указания, кто же именно несет ответственность за несчастные случаи, вызванные автономными автомобилями.
Возможно ли использовать большие данные, при этом соблюдать конфиденциальность информации? Необходимо учитывать соответствующие институциональные рамки (законы, руководящие принципы и контракты), чтобы избежать пугающих последствий вторжения в частную жизнь и сбалансировать полезность ИИ с вопросами конфиденциальности. Зрелое общество должно обсуждать права доступа к персональным информационным данным и связанным с ними вопросам безопасности.
Необходимо четко понимать, кто обладает правами собственности на произведение, созданное с помощью ИИ. Кроме того, общество должно урегулировать права между разработчикам, пользователям и поставщикам данных.
Важно принципиально пересмотреть основополагающие концепции законов. Например, с помощью существующего закона нельзя четко определить, кто ответственен за действия ИИ. В случае, если кто-то в экзоскелете во время работы на производстве причинит вред другому сотруднику из-за непреднамеренного движения экзоскелета, кто несет ответственность за этот несчастный случай?
Образование
ИИ будет максимально полезным, если уметь работать с технологией: понимать преимущества и риски, распределять задачи и контролировать процесс. Одна из существенных на данный момент проблем — это понимание преимуществ и ограничений существующих технологий. Поэтому уже сейчас необходимо обучать новые поколения не только пользоваться высокотехнологичным оборудованием, но и разбираться в том, как оно работает.
Машины делают множество вещей лучше, чем человек. Однако как бы далеко не зашел прогресс, за человеком останутся компетенции и навыки, в которых ИИ будет бесполезен. Именно такие способности и должно развивать современное образование: мыслить творчески, определять проблему, решать новые проблемы на основе опыта и воображения, уметь общаться и сотрудничать, обсуждать и учитывать мнения других людей при решении проблемы и т.д. Образовательную программу, направленную на развитие именно этих качеств человека, необходимо разрабатывать и внедрять как можно быстрее.
Социальные вопросы
Выгоды, которые получает общество от использования технологий, очевидны: повышение уровня безопасности, повышение производительности труда в условиях нехватки рабочих рук из-за спада рождаемости и старения населения, помощь людям с ограниченными возможностями. Но возможно, что в будущем возникнет необходимость обеспечить людям свободу от использования ИИ по разным причинам.
Одной из причин может стать дискриминация. Так, возможно, новый вид беспилотного транспорта станет дешевле, чем такси с водителем. Однако, такая более выгодная сделка будет недоступна тем, кто не умеет пользоваться новыми технологиями. Технологическая грамотность может стать поводом к новому разлому в обществе. Новые технологии могут привести к возникновению и новых болезней общества, например — зависимость от ИИ.
Обозначив потенциальные проблемы, которые последуют за распространением ИИ, японские ученые пришли к выводу, что важную роль в регулировании отношений между социумом и технологиями должно сыграть государство. Именно на законодательном уровне можно эффективно принять охранительные меры и одновременно — продвигать высокие технологии и ИИ.
Источник
Автор перевода — Дарья Васильева
Читать также:
Следующая индустриальная революция: кто станет лидером?
Прошлое и будущее робототехники
В Европе предложили наделить роботов статусом «электронное лицо»: что это значит