От 3 до 30: когда начать заниматься робототехникой

Кружки робототехники — уже давно не новинка, особенно в крупных российских городах. Записать на занятия предлагают детей от мала до велика. В каком же возрасте лучше всего ребенку начинать заниматься робототехникой? «Роботовед» расспросил ученых, детских психологов, преподавателей кружков, школьных учителей и родителей.

Для самых маленьких

“Чем раньше, тем лучше” — такое кредо свойственно, наверное, для любого вида деятельности. Принято считать, что ребенок особенно преуспеет в той области знаний, в которую он погружен с самого раннего возраста. Это мнение справедливо и для занятий робототехникой.

Girl and Woman stacking blocks, focus on hands
Girl and Woman stacking blocks, focus on hands

Специалисты уверены, что знакомиться с конструированием можно уже с 3-х лет. В этот ранний период роботы воспринимаются детьми еще как игрушки, но заинтересовать малыша технической стороной вопроса уже возможно.

“Заниматься робототехникой можно начинать с того момента, как у ребёнка начинает формироваться абстрактное мышление, то есть, после 3-х лет. Абстрактное мышление — это, собственно говоря, скелет словесно-логического мышления. А словесно-логическое мышление — это мышление взрослого человека. Если начать развивать абстрактное мышление с ранних лет (в том числе и с помощью занятий с робототехникой), то уже к 14 годам мы получаем «продвинутого» ребенка. Такие дети способны самостоятельно учиться, познавать окружающую действительность, созидать новое”, — объясняет Виктор Тарапата, учитель информатики в школе №283 СП7 в Москве.

Для самых маленьких подойдут простые кубики и конструкторы. Занятия с такими кубиками помогут общему развитию а также социализации ребенка.

Подготовка к школе

Занятия робототехникой как обособленным предметом, с конкретными целями и компетенциями, начинаются с 5-6 лет. На занятиях педагоги используют конструкторы с более мелкими деталями, которые развивают мелкую моторику. “Плюс, в этом возрасте очень бурно развивается фантазия и очень полезно стимулировать ребенка на её проявление. Сборка и конструирование роботов будут этому способствовать”, — говорит Ольга Корой, PhD в психологии, детский психолог Центра молодежного инновационного творчества МГТУ им. Н.Э. Баумана.

%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0

Дошкольников начинают готовить к школе, для которой дисциплина очень важна. “На наш взгляд, самый оптимальный возраст — от 5 лет и старше.В 5 лет ребенок учится работать руками, терпению и усидчивости”, — подтверждает Наталья Курносова, директор детского центра IQbik в подмосковном Одинцово.

В первый класс

“Начинать занятия робототехникой с младшего школьного возраста не только можно, но и полезно, благодаря способности детей в непринужденной игре легко и всесторонне развиваться и познавать новое. Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина (советский детский психолог), у ребенка уже в дошкольном возрасте формируются произвольность поведения и рефлексия. То есть в этот период ребенок уже готов воспринимать правила игры и стремиться к результату деятельности. Разумеется, не без поддержки взрослых, так как функция самоконтроля еще слаба. Но в этом-то и значение обучающих занятий по робототехнике – эта функция здесь и рождается! В 7 лет большинство детей уже способны постепенно замещать игру продуктивной деятельностью, поэтому этот возраст больше всего подходит для начала учебы в школе. И если начать заранее заниматься с дошкольниками по образовательным программам с использованием робототехники, то момент поступления в школу пройдет без стресса, ребенок будет готов к учебе, будет более собран и организован», — говорит Марина Крайнова, психолог, руководитель отдел по работе с персоналом компании Polymedia.

В младшем школьном возрасте дети активно начинают социализироваться. Особенно это касается детей, которые не посещали сад, а воспитывались дома. “На уроках робототехники дети часто работают в команде. Это учит общению, взаимодействию с другими, умению идти на уступки, прислушиваться к мнению людей и умению отстаивать свою правоту”, — подтверждает Наталья Курносова.

%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bd%d1%8f%d1%8f-%d1%88%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b0

Робототехнические уроки в младшей школе проходят с помощью готовых наборов, в которых еще не требуется программирование. Оксана Дорошенко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой специального дефектологического образования Российского нового университета (РосНОУ) отмечает: “В настоящее время в развивающих центрах используют LEGO-конструкторы с чипами, в которых уже имеется заданная программа, поэтому такие обучающие средства вполне можно использовать с младшего школьного возраста, с 7 лет”.

Настоящие робототехники в средней школе

Начиная с первых классов вплоть до подросткового возраста, границы рекомендаций для юных робототехников размываются. Все раньше дети начинают знакомиться и интересоваться высокими технологиями, механикой, информатикой и даже физикой. Уроки информатики вводят уже в начальной школе — в отличие от практики пятилетней давности, когда информатика начиналась со средней школы. Поэтому, еще до того, как в школе появляются уроки по естественным наукам, зачастую ребенок уже “в теме”.

teens

Робототехнику уже преподают как кросспредметную дисциплину. Кружки подкрепляют полученные знания по физике и механике, информатике и программированию, даже истории.

Виктор Тарапата делится успехами и примером занятия робототехникой на уроках информатики в 6 классе: “На уроках моим ученикам удалось достигнуть качественно нового уровня знаний и понимания материала. Так, например, уже третий год мы успешно изучаем тему «Кодирование информации», выполняя проект «Тайный код Сэмюэля Морзе», в рамках которого ученики проходят исторический экскурс по информационным революциям, собирают модель телеграфа, самостоятельно программируют её, обмениваются кодированной информацией на языке азбуки Морзе, приходя в итоге к пониманию протекания процессов кодирования и передачи информации, а также форм ее представления”.

В младшей и средней школе начинаются соревнования и олимпиады по робототехнике. Это и езда по линии (шорт-трек, траектория), и робосумо, рисование, классический лабиринт.

Robo-teens

В 12-16 лет подростки уже хорошо знакомы с компьютером, имеют опыт программирования. В таком возрасте начинается глубокое погружение в предмет робототехники, как с уклоном в конструирование, так и в программирование. Комплексный предмет — робототехника — развивает навыки проектной деятельности более высокого уровня, с ориентиром на будущие научные, курсовые, дипломные работы и диссертации не только технической, но и сугубо гуманитарной направленности.

Елизавета Ляднова, ученица 9 класса школы №283 СП7 в Москве делится своими впечатлениями от занятий робототехникой: “Многие считают, что робототехника связана лишь с информатикой, но это совсем не так: она объединяет разные области. После таких занятий возникает желание узнать строение каждого механизма и предмета. Этот опыт был для меня очень важным, потому что теперь я понимаю, что передо мной открылись бескрайние возможности для создания чего-то нового и полезного, что сможет помочь людям”.

%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%be%d0%b6%d0%ba%d0%b0-%d0%b8%d1%82%d0%be%d0%b3

Соревновательная робототехника в старшем школьном возрасте и далее (вплоть до университета и научной деятельности) имеет огромный потенциал. Творческая робототехника (самостоятельное инициирование и ведение проекта) под силу именно подросткам. Комплексные проекты, например, станция сортировки радиоактивных отходов, спасательная станция, робот, играющий на гитаре, может выполнить ребенок постарше. Однако эта работа не для новичков.

Для взрослых

Одно из мнений, в котором сходится практически каждый, кто имеет дело с образовательной робототехникой, о том, что начать никогда не поздно. Для взрослого человека самодельные роботы могут стать хобби, открыть новые карьерные перспективы.

adult

В сети доступны бесплатные курсы лекций о робототехнике, программировании, конструировании и 3D-печати. Так, на платформе Coursera есть 6-недельный курс МФТИ на русском языке “Строим роботов и другие устройства на Arduino. От светофора до 3D-принтера”. Для владеющих английским языком будет интересен курс Технологического института Джорджии о проблемах мобильных роботах “Control of Mobile Robots”. Технологический институт Джорджии также предлагает курс для погруженных в тему робототехники и ИИ на платформе Udacity: “Artificial Intelligence for Robotics”. Швейцарская высшая техническая школа Цюриха подготовила 5-недельный курс “Autonomous Mobile Robots”.

Существуют ли границы?

Возрастные границы — условны, особенно если речь идет о настоящем увлечении. Родители детей, которые посещают робототехнические кружки уверены, что важнее обратить внимание на то, к чему стремится ребенок. Александра Московкина, мама ученика питерского кружка “Робикс”, подтверждает: “Наш кружок рассчитан на школьный уровень. Но для Леши это очень близкая тема. Первый свой электронный набор “Знаток” он получил в 3,5 года. В “Робикс” записались, когда ему не было еще 6-и (5 лет 10 месяцев, если точно). Он с удовольствием ходит на занятия. Предполагаю, что преподаватель делает скидку на возраст, и верю, что он там не все делает сам. Ему интересно и для меня это главный аргумент. Возраст — не главное, главное интерес и желание”.

“Я думаю,что возраст очень индивидуален. Кто-то готов (для занятий робототехникой — прим.ред.) в первом классе,а кто-то и к 5 не готов. У меня ребенок осознанно заинтересовался в 8 лет. Он мечтает с 3-х лет быть химиком и изобретателем. У нас дома везде стоят реактивы и колбы. А с 9 лет сын погрузился в физику, особенно нравятся различные микросхемы и магниты. Один наш дед инженер,а другой —  академик, наверное, эта тяга наследственная”, — говорит Наталья Глушак, мама Бориса, ученика “Робикса”.

Итог

Прийти в кружок робототехники можно практически в любом возрасте. Ольга Корой считает, что робототехника — это то одно из немногих направлений, которым сложно навредить. В отличие от серьезных занятий спортом, чрезмерным увлечением скорочтением, ментальной арифметикой и подобным. Главное — не заставлять ребенка, не настаивать, если ему это не интересно, не ожидать высоких результатов. “А вот занятия не по возрасту навредить могут. И если дошкольника пытаться научить «взрослой робототехнике», пространственному программированию роботов, это конечно же может привести к дисгармоничному развитию и скажется на ребенке в целом. Этого делать разумеется не стоит”, — отмечает Ольга Корой.

“Самое плохое, что может случится, и то, это происходит довольно редко, — заверяет Наталья Курносова — ребенку может не понравится создание робототехники. Но и то, что ребенок попробовал, уже означает, что он на шаг ближе к обретению того, чем он хочет заниматься. А этот опыт лишь поможет ему найти верную дорогу”.