Антонина Цицулина: “Дети и эксперты выбирают одни игрушки”

Игрушка — это то, с чем вырос каждый человек. У всех были любимые игрушки, поэтому каждый может представить, насколько они важны. Сегодня за качеством и безопасностью игрушек и товаров для детей следят государственные органы и некоммерческие организации. Мы поговорили с Антониной Цицулиной, основателем и руководителем одной из таких организаций — Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

— Когда была создана АИДТ? Кем, по чьей инициативе основана?

— Ассоциация предприятий индустрии товаров и услуг для детей была создана в 2008 году, есть даже конкретная дата рождения — 10 ноября. Решение о том, что нужна некоммерческая организация, объединяющая профессиональное сообщество в сфере разработки, производства, продажи товаров и услуг для детей и семей с детьми, было принято на первом Конгрессе индустрии детских товаров, который инициировала НАИР – Национальная ассоциация игрушечников России. Он прошел в 2007 году.

Тогда всем стало ясно, что оставаться только в игрушках тесно, детская индустрия проходит и через производство, и ритейл, и поставки, к ней же относятся одежда, обувь, средства гигиены, питание – всего задействованы 15 отраслей экономики.  Во исполнение решения первого Конгресса и была создана АИДТ.

В следующем году мы будем отмечать 10-летие своей работы по консолидации игроков рынка и ускорению темпов развития индустрии, которой в том далеком году даже названия единого не было, мы придумали его чуть позже. Внимательные игроки рынка, которые стояли у истоков нашей ассоциации, давно знают, что индустрия детских товаров выросла из того нашего первого конгресса. С 2014 года организацию и подготовку конгресса индустрии детских товаров мы передали Минпромторгу России.

a-tsitsulina-2016

— Каково на сегодняшний день состояние рынка детских товаров в России?

— Такое же, как и всей экономики России. Мы не попали под санкции и ответные меры,  как это произошло с сельским хозяйством,  а в остальном – все как у всех. Только раньше мы были уверены, что на детях не экономят даже в период кризиса, сейчас мы понимаем, что это не так.

На прошедшем в июле ежегодном форуме «Секреты детского маркетинга», который АИДТ в седьмой раз организовала вместе с ВШЭ, были представлены исследования ведущих игроков рынка, которые «поставили диагноз»: кризис вынуждает россиян становиться более прагматичными. Покупательская способность населения падает, начиная с 2014 года. За 2014-2015 годы рубль обесценился более чем вдвое и это привело к тому, что родители стали сокращать расходы на детей.

Один из показателей, который это демонстрирует,- более 60% всех продаваемых в России игрушек стоят менее 500 рублей. В денежном выражении на них приходится  20% продаж. Всего 6% всех игрушек, которые покупаются на рынке, стоят более 2000 руб. Но надо сказать, что это не российская, а мировая тенденция: по структуре продаж по ценовым сегментам Россия не сильно отличается от европейских стран.

Из положительных тенденций на форуме была отмечено, что впервые за много лет доля российских производителей начала расти в низких ценовых сегментах.

— Почему важно развитие отечественного производства детских товаров? Какие преимущества у российских товаров перед импортируемыми?

— Если товар качественный, то, казалось бы, не столь важно, где он производится. Мы ведь все хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее и качественное. А почему бы это лучшее и качественное не производить в своей стране, чтобы дать больше рабочих мест, налоговых отчислений и т.д.? Это понимание –  об увеличении доли российских товаров  — было заложено в «Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», в разработке которой принимала участие АИДТ.

В Стратегию, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 года №962-р, был заложен ключевой показатель – доля российских товаров, произведенных на территории РФ, должна составлять не менее 36% (в 2012 году 20, 6%). Совокупно с детским питанием — не менее 45%.  Для достижения этих показателей были разработаны меры государственной поддержки, в частности,  субсидии на НИОКР (до 100% затрат, включая ФОТ (фонд оплаты труда – прим. ред.) и патентование), субсидии на кредиты (инвестиционные проекты), лизинг, сырье.

На самом деле сейчас не только российские производители стараются открывать производство в России, все большее количество зарубежных компаний открывают или размещают заказы на уже существующих российских предприятиях. К примеру,  «Уолт Дисней Компани СНГ» на сегодняшний день работает со 130 российскими производителями и фактически производит товары специально для российских потребителей на 170 заводах. Правда, здесь еще четко прослеживается маркетинговая составляющая. Компания считает, что ее потребители любят товары, которые сделаны специально для них, с учётом их вкусовых пристрастий. Товары этой компании локализованы и сделаны специально для местных потребителей.

— Какие перспективы индустрии детских товаров и игрушек можно обозначить уже сейчас?

— На промышленность, работающую в интересах детства, на мой взгляд, самое существенное влияние окажет изменяющаяся демография, все, что касается социальной инфраструктуры детства и семей, имеющих детей.

Сегодня к будущему поколению предъявляются, на мой взгляд, те требования, которых ранее не было. И это оказывает влияние на всю среду, которую мы производим: то, что мы пишем для детей, то, что мы снимаем для детей и, то, что мы производим для детей, начиная от игрушек и заканчивая всей большой индустрией, которая называется индустрия детских товаров.

Усугубляется данная ситуация еще грядущими технологическими изменениями. Мы каждый день слышим новость о том, что на рынок детских товаров выходят глобальные компании, выводящие глобальные технологии. И они вдруг, хотя это совсем не вдруг, начинают делать детские игрушки, либо вторгаться в то поле, которое еще вчера принадлежало традиционным отраслям промышленности и это то, где я вижу основные угрозы для сегодняшних игроков рынка. Но там, где начинаются угрозы, открываются и возможности. И об этом надо всегда помнить.

—  Расскажите о премии «Золотой медвежонок». Какие товары участвуют? Лауреатом могут стать только товары, произведенные в России?

— Победителями Национальной премии в сфере услуг и товаров для детей «Золотой медвежонок» становятся товары и услуги, которые получили наивысший балл у взыскательного Экспертного Совета, в который входят ведущие российские ученые и эксперты, такие как директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор Татьяна Владимировна Волосовец, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Савенков Александр Ильич,  директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО, доктор биологических наук, профессор Марьям Моисеевна Безруких и многие-многие другие, чьим мнением дорожит профессиональное сообщество.

Хотя одной из целей конкурса является продвижение лучших отечественных товаров и услуг для детей и стимулирование спроса на них, премия открыта для всех, в том числе зарубежных производителей.

%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-050

— Как выбирают победителя (критерии, стандарты)?

— Организаторы конкурса не ставят своей задачей определение лучшей и худшей продукции.  Цель – определить только лучшие образцы в своих номинациях, не причинив никакого ущерба имиджу продукции, не вошедшей в число награжденных.

При экспертизе продукции учитываются пять обобщенных критериев для выдвижения и оценки:

  • Качество: развивающий потенциал, эстетичность, вариативность, привлекательность (в ряде категорий имеются отличия)
  • Безопасность: психолого-педагогическое и физиологическое соответствие возрасту ребенка, эргономичность
  • Инновации: научно-техническая новизна, дизайн, используемые материалы и конструктивные элементы, процесс, способ использования
  • Общественное признание успеха (популярность у читателей, зрителей, потребителей, рейтинг аудитории);
  • Социальная значимость продукции (категории).

При экспертизе компании (представителя, проекта) также учитываются следующие пять обобщенных критериев:

  • Успешный результат и вывод нового продукта (услуги), новая ниша, идея, финансовый результат;
  • Инновации в бизнесе, которые повлияли на развитие предприятия и отрасли;
  • Наиболее динамичное развитие бизнеса;
  • Общественное признание успеха (популярность у читателей, зрителей, потребителей, рейтинг аудитории), финансовая эффективность;
  • Социальная значимость проекта (деятельности) кандидата.

В состав Экспертного совета Национальной премии привлекаются признанные эксперты в различных областях, что обеспечивает возможность проведения профессиональной, объективной и независимой оценки деятельности номинантов.

Процедура определения победителей «Золотого медвежонка» построена на независимом мнении каждого из экспертов. При обработке и анализе материалов, оценке их объективности, эксперты исходят из принципов взаимного доверия, личной ответственности и требовательности в процессе самооценки и экспертной оценки по 10-балльной шкале (1 – минимальная оценка, 10- максимальная оценка). Сумма оценок по каждому критерию дает общую оценку кандидата. Для получения окончательной оценки кандидата суммируются общие оценки кандидата, выставленные всеми членами Экспертного совета.

— Становились ли лауреатами робототехнические конструкторы?

— Да, становились. В 2015 году в номинации «Открытие года» получили робототехнические наборы Трик.

— Насколько сильно внедряются робототехнические элементы в современные игрушки?

Мы видим рост высокотехнологичных игрушек, гаджетов и гибридных игрушек, в том числе с использованием робототехники.  Например, дроны и радиоуправляемые машины растут быстрее остальных игрушек: в 1 квартале 2017 их доля в штуках выросла на 84% по сравнению с годом назад.

%d1%86%d0%b8%d1%86%d1%83%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d0%b0-%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d0%bf%d0%be%d0%b2

— LEGO Education – самый крупный игрок на рынке образовательных робототехнических конструкторов. Как вы оцениваете наборы LEGO?

— LEGO Education на рынке образовательной робототехники по праву является брендом номер один. Для меня они являются синонимами, мы говорим робототехнический конструктор и подразумеваем LEGO Education. Сегодня очень трудно с ними конкурировать, но я очень позитивно оцениваю перспективы международной интеграции наших разработчиков и компании.

— Если бы именно дети выбирали лучшую игрушку для “Золотого медвежонка”, какой бы она была?

— Дети и родители  – активные участники нашей премии. К примеру, в 2012 году голосование за номинантов Премии проводилось среди более чем 5-ти миллионной аудитории: на сайтах детской социальной сети «Твиди», детско-родительских журналов, а также среди посетителей торгово-развлекательного центра «Vegas», где была организована специальная площадка «Золотой медвежонок играет». Посетителей центра вовлекали в совместные игры преподаватели и студенты Московского Института психологии и педагогики образования, которые также просили родителей и детей заполнить анкеты, в которых они оценивали игры и игрушки.

На церемонии награждения в 2012 году мы представили игрушки-победители по версии детей. Это удивительно, но чаще всего выбор детей и экспертов совпадает. Как это происходит, я не знаю, с учетом того, что дети не знают, какими критериями руководствуются наши уважаемые эксперты.

— Какая игрушка была вашей любимой в детстве?

— Игрушки — это мой стиль жизни. В детстве, безусловно, была — это мягкая рыженькая собачка, которую я очень любила. Сейчас у меня игрушек гораздо больше, я собираю медведей, волчки, неплохая коллекция головоломок.  А самая большая моя «игрушка» — это Премия «Золотой медвежонок».

Читать также:

Надежда Самылкина: «Учиться у детей и с детьми — не стыдно»

Сделано в России: Какие конструкторы для STEM образования предлагают российские производители