«А вообще компьютер должен быть на столе у каждого учителя»: так говорила моя учительница математики, когда я учился в шестом классе. На дворе стояла эпоха начала «нулевых». Компьютер многим из нас еще казался диковинкой, а взрослое поколение нередко воспринимало современную технику в штыки. Но наша учительница хоть и проработала в школе едва ли не половину столетия, верно угадала тенденцию внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Не только компьютеры – в школах уже давно стала привычным явлением куда более сложная аппаратура. Но обо всем по порядку.
Интернет
XXI век диктует свои правила, и современную школу сложно представить без «мировой паутины». Как можно использовать интернет в образовании? Самый простой пример – демонстрация изображений и видеоматериалов, размещенных в сети. Через интернет осуществляется доступ к различным системам, без которых вести занятия стало поистине невозможно. Об этом я скажу ниже. Электронные Google-формы и таблицы весьма полезны при составлении и выполнении групповых заданий. Некоторые виртуозы педагогического ремесла используют в работе даже социальные сети. Поэтому без интернета учитель сейчас действительно как без рук.
Электронный журнал
В эпоху интернета бумажные журналы ушли в прошлое. Теперь планирование уроков, домашние задания и оценки заносятся в электронную таблицу. Существенным преимуществом электронного журнала перед бумажным является еще и то, что учитель может прикрепить к заданию дополнительные материалы: изображения, внешние ссылки и т.п. Лично я довольно часто отправляю ребятам отсканированные контурные карты по истории. Но решение старых проблем порождает новые. Во-первых, появилась новая лазейка, позволяющая школярам «откосить» от выполнения домашнего задания: «А у меня интернет отключили» – и в таком духе. Во-вторых, – и это гораздо существеннее, – не все родители проверяют журнал. Бывали случаи, когда «законные представители» ребенка за весь учебный год ни разу не открывали журнал, чтобы ознакомиться с оценками своего чада и, возможно, прочесть сообщения от учителей. В-третьих, до сих пор бывает, что не во всех семьях есть компьютер. Невероятно, но факт! Тем не менее, электронный журнал, изначально показавшийся мне никчемной затеей, стал неотъемлемым и очень полезным элементом современного образовательного процесса.
Интерактивная доска
О существовании подобных устройств я впервые услышал, когда учился в 11 классе, то есть в 2006 – 2007 гг. Воображение рисовало «электронную» доску в виде огромного экрана, на который с клавиатуры вводятся формулы и знаки. Все оказалось гораздо интереснее. Интерактивная доска – это большой интерактивный планшет. «Рисование» осуществляется специальным маркером, существует большое количество дополнительных операций: добавление надписей с компьютера, или геометрические фигуры. Последнее особенно полезно на уроках геометрии. Преимуществ интерактивной доски перед классической довольно много. Первое: можно забыть о грязных руках и разноцветных пятнах на одежде, так как интерактивной доске не нужен пачкающийся мел. Во-вторых, интерактивную доску чрезвычайно удобно использовать в качестве экрана. Порой мне приходилось перед уроком налаживать проектор и экран. Это отнимало много времени. С интерактивной доской мне достаточно всего лишь подключить к компьютеру специальный кабель и вести занятие. В-третьих, программное обеспечение некоторых досок содержит массу интерактивных схем, анимаций и т.п. Согласитесь, куда интереснее проходить новую тему, ориентируясь на яркую и понятную схему. К тому же еще и интерактивную. Но есть у подобных досок и минусы. К сожалению, техника обладает неприятным свойством выходить из строя. Проекторы ломаются, теряется чувствительность доски. Работать с таким агрегатом невозможно. Я касаюсь маркером одной точки, линия возникает сантиметров на тридцать выше. Я пишу термин – на доске получается зубастая кривая, напоминающая график сердцебиения. Исправить такой «глюк» можно без особого труда, но это лишь временная мера, к тому же мешающая вести занятие.
Библиотека МЭШ
МЭШ – Московская Электронная Школа, виртуальная библиотека электронных уроков. Данный проект стартовал совсем недавно при поддержке мэрии Москвы. Уже сейчас очевидно, что расширение возможностей МЭШ сможет существенно изменить весь образовательный процесс в московских школах. Запланировано замена еще недавно казавшихся верхом совершенства интерактивных досок новыми устройствами, позволяющими использовать возможности МЭШ в полной мере. В ряде образовательных учреждений для учителей организованы обязательные курсы по обучению работе с МЭШ. Я готовлюсь к тому, что соответствующие меры в скором времени будут предприняты и в школе, где я работаю. Лично я МЭШ пока еще ни разу не использовал, но слышал много отзывов об этой системе: как положительных, так и не очень. Плюсами системы называли обширную базу готовых электронных уроков. Минусами – высокий «порог вхождения» для работы с системой и запутанный процесс регистрации.
Прочее
Не буду долго рассказывать об использовании продуктов компании Microsoft (Word, Excel, Power Point). Практически ни один учитель не сможет вести занятие или заполнить электронный журнал, не владея хотя бы азами работы с этими программами. Типичным домашним заданием стала подготовка презентации по той или иной теме. В нашей школе ежегодно проводится защита учащимися проектных работ. Презентация – одно из обязательных требований к выступлению. И вот тут-то и возникает проблема: не все школьники обладают достаточными навыками компьютерной грамотности. Да-да, не учителя, а ученики. Если с презентациями ребята в целом справляются, то написание текстов в Word для некоторых поистине непосильная задача. Я не раз сталкивался с неправильно выбранными шрифтами, неумением правильно сделать список или оглавление, из-за чего строки «гуляли» по странице. О выравнивании текста по ширине страницы школьники порой вовсе не слышали, и, это может показаться странным, но у многих очень слабо развит навык печатания на клавиатуре.
Интернет-технологии – неотъемлемая часть современной повседневности. Они проникают во все сферы жизни и приятно осознавать, что средние общеобразовательные учреждения не оказались на обочине процесса «информатизации» всего и вся и шагают в ногу со временем. Но наличие современного и дорогостоящего оборудования не только не снижает, но наоборот, повышает требования, предъявляемые как к ученикам, так и учителям.
Читать также: