“Роботовед” заглянул в обозримое будущее и сделал предположения о востребованных профессиях. Рассказываем о том, как технологии изменят рынок труда, какие сотрудники останутся незаменимыми и как образовательная робототехника помогает вырастить такие кадры.
Традиционные профессии в опасности
В январском докладе Глобального института McKinsey (MGI) под названием “Будущее работы: автоматизация, занятость и продуктивность” выдвинуто предположение о том, что половина сегодняшнего труда будет автоматизирована уже у 2055 году.
Информационная записка MGI “Технологии, труд и будущее работы”, подготовленная к декабрьскому Глобальному форуму в Ватикане, также провозглашает стремительно наступающую автоматизацию. Исследования подтверждают, что частичная автоматизация окажет влияние практически на все рабочие места. Изменится наше представление не только о низкоквалифицированной работе, но и о профессиях ландшафтных дизайнеров, зубных техников, модельеров, страховых и торговых агентов и даже крупных управленцев. Около 60% профессий как минимум на треть состоят из обязанностей, которые можно автоматизировать уже сегодня — это около 1,1 млрд рабочих мест.
Все больше людей на работе будут иметь дело с техникой. И если высококвалифицированные кадры от этого только выиграют, рабочим низкой квалификации придется бороться за места. Однако, если безработных окажется слишком много, может произойти удешевление труда и динамика всеобщей автоматизации снизится.
Прогресс, который на первый взгляд должен облегчить человеческое существование, на самом деле угрожает безработицей и снижением доходов. Подливают масла в огонь СМИ, которые регулярно отчитываются о роботах-юристах, журналистах, врачах и учителях. Казалось бы даже самые интеллектуальные профессии стоят на пороге полной автоматизации. Так например, АСИ помечает профессии юрисконсульта, аналитика, журналиста и др. как “устаревающие”.
Уже сегодня опрос работодателей McKinsey показывает, что 40% работодателей отмечают недостаточное образование выпускников. Работодатели сетуют на недостаточные знания соискателей в STEM (S — science (естественные науки), T — technology (технологии), E — engineering (инженерия), M — mathematics (математика)) и слабые soft skills: общение, работа в команде, пунктуальность.
«К слову, сегодня многие прогрессивные западные компании проводят тренинги, обучение персонала и даже стратегические сессии, используя старые добрые конструкторы LEGO, а ряд крупных компаний используют их на собеседовании во время приема на работу. Ведь даже элементарные навыки конструирования могут многое рассказать о человеке, его мировоззрении, стиле мышления и потенциале», — отмечает Анна Чепик, руководитель детского центра развития «Чудо-Школа Умница».
Будущее в руках маленьких инженеров
Чтобы помочь детям стать востребованными, необходимо как можно раньше вовлекать их в науку и сферу высоких технологий. К счастью, долнительное образование в России уверенно берет курс на направление STEM.
Ольга Алехина, управляющий директор центра дополнительного образования “КрашПро” говорит: “Мы видим неотвратимость процесса «роботизации» нашей жизни. Умная техника дома, автоответчики в банках, роботы-манипуляторы на заводах. Роботы уже часть нашей жизни, и это только начало! По моему мнению, новые профессии, в основе которых будет лежать робототехника, будут появляться каждый год. Главная задача для нас – это дать ребятам навыки, которые станут основой любой профессии”.
По-настоящему востребованные специалисты будут с высокими технологиями “на ты”.
“Как правило, специалисты будущего – это универсалы, которые обладают навыками из смежных направлений. Например, чтобы стать проектировщиком роботов, в детстве надо изучать робототехнику, уметь программировать и понимать основы информатики, нарабатывать навыки работы с 3D-моделями”, — продолжает Ольга Алехина.
Бытует мнение, что “технари” с трудом осваивают те самые soft skills — им тяжело работать в команде, общаться с коллегами из других сфер деятельности. Может ли воплотиться в жизнь представление о разносторонних профессионалах? Елена Первухина, детский и семейный психолог утверждает, что образ замкнутого “технаря” — шаблон, мало имеющий с реальностью. “Все зависит от темперамента, а это врожденная характеристика. А занятия робототехникой, действительно, формируют и навыки программирования и коммуникативные”.
В погоне за светлым будущим важно не переусердствовать.
“Важно не перегружать ребенка занятиями и чередовать умственную активность и отдых. И конечно обращать внимание на состояние ребенка, спрашивать его мнение, интересно ли ему конкретное занятие и не идти на поводу у собственных амбиций — вырастить новое поколение”, — предостерегает Елена Первухина.
Не все профессии может заменить автоматизация. Вот некоторые из них:
- Предприниматели (бизнесмены). Развить предпринимательские способности помогут в робототехнических кружках. Системный и проектный подход, навыки к которым дают занятия робототехникой помогут лучше систематизировать знания и в любом деле работать на результат.
- Операторы/менеджеры. Во много каждый человек станет оператором робототехники. Проектный подход и знание принципов работы электронных машин могут обеспечить ребенка в будущем как отдельной профессией “оператор робототехнических систем”.
- Инженеры. С развитием и удешевлением робототехники специалисты прогнозируют появление таких профессий, как инженеры медицинских, домашних и других специальных роботов, архитектор интеллектуальных систем управления, проектировщик транспортных систем и т.д.
В то время как технологии уничтожают одни рабочие места, они создают новые в отраслях, которые большинство из нас не может даже представить. Так, треть новых рабочих мест, созданных в Соединенных Штатах за последние 25 лет были не существовали ранее в областях ИТ-разработок, производства оборудования, создания приложений и управления ИТ-системами. В 2011 году исследование парижского офиса McKinsey обнаружило, что Интернет уничтожил 500 000 рабочих мест во Франции за последние 15 лет, но в то же время было создано 1,2 миллиона других.