Наталия Пичугова, директор по развитию в компании «Инновационное образование» — мастер-партнера LEGO Education Afterschool Programs, занимается открытием Учебных центров по официальной программе LEAS. Мы поговорили с Наталией о популярности робототехники, о том, каким должно быть современное образование и как работают франшизы обучающих центров.
— Как получилось, что именно вы стали заниматься развитием франшизы LEGO Education Afterschool в России?
— У меня 10 лет опыт работы во франчайзинге детских центров, и я очень мечтала об учебной программе с наборами LEGO. Я даже хотела разработать свою собственную программу — просто не знала тогда, что существует официальная. Поэтому у меня были мысли, идеи, о которых я всем рассказывала. И эта информация дошла до директора «Инновационного образования». Меня эта деятельность захватила, я очень хотела этим заниматься и быстро перешла с проектной работы на постоянную.
— Можете подробнее рассказать про подход к образованию в стиле LEGO?
— Это вообще не похоже на традиционное российское образование. Задача программы — выявить все творческие способности ребёнка. Очень много внимания уделяется коммуникабельности, умению работать в команде, проектной деятельности.
Ключевое преимущество программы LEAS в её непрерывности — она рассчитана на 10 лет и учитывает все аспекты развития ребёнка. Особенно ценна часть программы для дошкольников от 3 до 7 лет. В таком целостном виде она есть только в программе LEGO Education Afterschool Programs.
Все уроки в программе LEAS выстроены в единой структуре. Педагог использует четыре блока, так называемые «4 С»: Связывай, Создавай, Смотри и Совершенствуй.
«Связывай»: педагог обсуждает с детьми тематическое событии или явление. Цель блока — развитие речи, коммуникативных навыков, знаний об окружающем мире.
«Создавай»: дети на наборе LEGO Education создают модель. Цель — развитие моторики, конструирование, творчество, развитие внимания и концентрации.
«Смотри»: презентация работ, активное обсуждение моделей друг друга, анализ результата. Цель — уважение к другому, коммуникабельность, умение выступать.
«Совершенствуй»: ребёнок должен улучшить свою модель, предложить варианты совершенствования на основе полученного опыта. Самый сложный блок урока. Его цель — развитие креативного мышления, конструкторских навыков, изобретательности. Очень важно научить детей не останавливаться на достигнутом и ставить новые цели.
Для детей от 7 лет в рамках этой структуры урока изучается программирование. Для этого используется уникальная программа LEGO Education — для каждого возраста свой уровень сложности.
— В чем разница между LEGO Education и LEAS?
— Задача компании LEGO Education — создание и развитие образовательных решений на основе наборов LEGO Education. Академия LEGO Education помогает образовательным учреждениям внедрять такие решения, обучает педагогов для школ и детских садов. Наборы продаются свободно, любое образовательное учреждение их может купить и проводить уроки робототехники. А LEGO Education Afterschool Programs — это часть в LEGO Education, проект со своими уникальными методическими материалами. Я занимаюсь открытием Учебных центров, в которых работают по официальной программе LEAS.
— А что предусмотрено для детей после 13 лет, для взрослых?
— Безусловно, нам не хочется терять детей старшего возраста. У нас последняя ступень — двухгодичная программа для ребят от 10 до 13 лет, которая называется «Мир робототехники». Занятия проходят на наборе Mindstorms EV3: первый год — это стандартные уроки по принципу «4 С», а второй год — это уже серьезная проектная работа. Официальная программа заканчивается, но у LEGO Education есть решение для тех, кто хотел бы продолжать. Мы планируем их внедрить и в наши Учебные центры. А сейчас активно готовимся к соревнованиям между Учебными центрами LEAS по всей стране. Эти соревнования должны стать знаковым масштабным событием в нашей сети. И для участия в соревнованиях к нам возвращаются дети, которые уже закончили обучение.
Кстати, один наш партнер пытался открыть курсы LEAS для взрослых, но проект не получился. Взрослым сложнее мотивировать себя на такой досуг. Зато на открытых уроках родители активно участвуют в заданиях и получают массу удовольствия.
— Как давно программа развивается в России?
-Мы работаем в России уже больше двух лет, с сентября 2015 года. У нас 22 центра, это довольно большой список городов. В этом году мы планируем удвоиться и выйти в страны СНГ.
— Как варьируется интерес к программе по регионам? Есть какие-то наблюдения?
— Больше всего заявок идёт со стороны Перми, Екатеринбурга и Челябинска. Это самая активная зона. Много желающих в Краснодарском крае, у нас уже открыты центры в Сочи, Майкопе, Краснодаре, Ростове, и заявки продолжают поступать. При этом в Москве и Петербурге практически нет активности. Здесь и так слишком много всего для детей.
— Могут ли в одном городе франшизой заниматься разные люди? И есть какие-то ограничения по количеству центров?
— Да, могут. Мы всегда индивидуально подходим к этому вопросу, смотрим по территории, численности населения. Мы планируем открывать один LEGO-центр на 300 000 человек. Но необходимо учитывать специфику города. Сочи, например, очень вытянутый, и там могут быть центры в разных концах города, хотя по численности он и небольшой.
— Какие были прогнозы на развитие франшизы LEGO Education Afterschool в России и насколько они оправдались?
— У нас не было задачи интенсивного развития, мы ставим себе маленькие цели, и они оправдываются на 100%. Первый год мы франшизу вообще не рекламировали и активно не продавали. Наша задача была отработать программу и адаптировать ее под Российский рынок. Центры, открывшиеся в первый год, — это активные последователи, которые ждали, когда LEGO Education Afterschool появится в России. Сейчас мы размещены только в паре каталогов франшиз, но заявок получаем очень много. У нас нет намерения продать как можно больше франшиз — мы тщательно отбираем партнеров. Наш Партнёр должен написать бизнес-план, хорошо понимать ситуацию на рынке в городе, в идеале уже иметь опыт ведения подобного бизнеса. И, конечно, он должен хотеть работать с детьми — это социально ответственный бизнес.
— У нас есть собственные классы для дошкольников и курсы по робототехнике. Мы тщательно анализируем обратную связь от педагогов и родителей, чтобы усовершенствовать программу при необходимости.
— Есть расхожее мнение, что заработать на франшизе очень сложно. Как у ваших партнёров обстоят дела?
— На самом деле бизнес по франшизе начать гораздо легче, чем без неё. Начиная бизнес самостоятельно, частенько переплачиваешь из-за отсутствия опыта, поэтому стоимость франшизы достаточно быстро окупается уже на старте. К тому же цена франшизы LEAS не самая высокая на рынке. Да, есть ещё роялти, которое платят партнёры, но они получают за это поддержку от центрального офиса. Это очень серьезный консалтинг, мы помогаем им решать все вопросы и проблемы при развитии и действительно становимся партнёрами по бизнесу.
— Сколько собственник может заработать на одном кружке?
— Такие данные я давать не могу, но здесь многое зависит от того, насколько правильно рассчитана финансовая модель, — как и в любом другом бизнесе. Всё очень индивидуально. Необходимо постоянное развитие, улучшение качества обслуживания, бизнес в сфере услуг работает по таким законам. Да, клиенты придут на бренд LEGO, но организация всего процесса лежит на директоре — останутся ли клиенты в Учебном центре, часто зависит от человеческого фактора. Хотя мы со своей стороны стараемся такие риски снизить и постоянно обучаем сотрудников наших Партнёров.
— Были случаи, что ваши центры закрывались?
За все время ни один центр не закрылся, более, того, наши партнеры открывают уже по второму филиалу, открывают классы в ближайших школах.
— С чем вы связываете бум на робототехнические кружки и проекты? Сфера не новая, но такой живой интерес к робототехнике проявился за последние 2–3 года.
— Мне кажется, это связано и с политикой государства, и с тем, что большие корпорации озвучивают свои потребности. Запрос всегда идёт сверху. Потом, у нас всё становится автоматизированным, и в принципе в любой сфере деятельности умение работать с механизмами, назовём их роботами, становится необходимым. Может, для нас это всё ещё звучит, как будущее, и мы готовим к нему наших детей. Но они ведь уже в этом будущем живут — это их мир, естественная среда обитания.
— Как вы можете сформулировать миссию вашего проекта?
— Я выступаю за качественное и современное образование. Центры LEGO Education Afterschool делают его более доступным, и мне хочется, чтобы их было больше. Для меня каждый открытый центр — это новые возможности для детей.
— Что для вас самое важное в вашей работе?
— Я очень рада получать отзывы и благодарности от наших клиентов. Мне хочется дожить до того момента, когда нам кто-то скажет: «Спасибо, что мы поступили в профильный вуз!» — то есть помочь ребенку развить его таланты и найти дело всей жизни.
И всегда приятно видеть, как воодушевлённо наши партнёры рассказывают о своей деятельности. Это социально ответственный вид бизнеса, здесь нельзя просто зарабатывать деньги — этим надо жить. Мне бы хотелось, чтобы люди, которые занимаются развитием LEGO Education Afterschool, были счастливы.