Руководитель городского проекта «Школа Новых Технологий» Игорь Марчак рассказал о том, как московские школы становятся технологическими центрами по обмену знаниями и чем отличаются сегодняшние школьники от тех, кто учился еще три года назад.
— Расскажите, как появился городской проект «Школа Новых Технологий» (далее ШНТ — прим. ред.) и чем он занимается.
— Этот проект ещё в 2013 году был инициирован руководителями Департамента образования города Москвы и Департамента информационных технологий города Москвы.
Наш лозунг «Будущее в настоящем» довольно точно отражает то, что мы стараемся делать для учащихся московских школ — распространять новые образовательные технологии. Мы хотим, чтобы образовательные учреждения получали современное компьютерное оборудование осознанно и умели с ним продуктивно работать. Нам важно, чтобы выпускники школ были замотивированы на результат. Немаловажным для нас является и вопрос профориентации.
— Как происходит отбор школ для участия в проекте?
— Это сложный и многоэтапный процесс. В общей сложности заявки подали около 500 соискателей, это довольно много, если учесть, что всего в Москве около 1800 общеобразовательных школ. Участниками в итоге стали 220 учебных заведений, 5 из которых сегодня имеют «золотой» статус. Остальные школы находятся в положении соискателей и активно стараются набирать баллы БИС (балльно-информационная система) для того, чтобы также войти в состав ШНТ.
— В чём заключается сотрудничество школы с городским проектом «Школа Новых Технологий»?
— Во-первых, школы-участники получают от нас финансовую поддержку. Очень важно, что приобретение нового оборудования осуществляется по принципу софинансирования. Мы настаиваем, чтобы школа вложила часть своих средств, ведь это повышает уровень ответственности всех участников за результат. Все школы по-разному распоряжаются этими деньгами: кто-то закупает робототехнические наборы или датчики для занятий по естественнонаучным дисциплинам, кто-то обустраивает современные лингафонные кабинеты, кто-то даже заказал надувной планетарий. В современном мире уже сложно представить процесс обучения без компьютеров и планшетов, поэтому на это также выделяются средства.
Во-вторых, мы поддерживаем школы информационно: устраиваем различные мероприятия, конкурсы и мастер-классы, консультируем и помогаем осваивать новую технику.
— О каких новых технологиях в образовании идёт речь? Как вам удаётся их находить, тестировать и применять?
— Следует отметить, что одними из ключевых участников проекта являются наши партнёры. Это ведущие компании IT-индустрии: Microsoft, Cisco, IBM, Dell, российские образовательные проекты: Учи.ру, ЯКласс, CODDY. И это далеко не все! Они предоставляют свои наработки в области образования школам-участникам. Помимо этого эти организации обучают педагогов, следят за тем, как их продукт используется, дают рекомендации. Помогая школам, мы создаём своего рода технологические центры, которые должны стимулировать интерес к инженерным дисциплинам. Сейчас в Москве уже 24 таких центра, и, мы надеемся, что скоро их станет гораздо больше.
Технологии, которые мы внедряем, довольно успешно перенимаются другими образовательными учреждениями. Школы, уже имеющие опыт работы с тем или иным оборудованием, проводят мастер-классы и демонстрации для тех, кто только собирается его приобрести. Это помогает выстраивать прочные горизонтальные связи между школами: они активно изучают опыт друг друга и быстро развиваются вместе, потому что разговаривают на одном языке технологий.
— Как изменился процесс обучения в школе за то время, что существует ШНТ?
— Я достаточно давно работаю в системе образования и могу сказать, что между учеником 2014 года и учеником 2017 года огромная пропасть. Речь даже не про технологии как таковые, а про заинтересованность и мотивированность школьников. Еще в 2014 году, когда наш проект только зарождался, у детей отсутствовало понимание языка технологий. Все проекты дети защищали, только выучив заранее текст и опираясь на бумажные рефераты. По мере развития нашего проекта язык технологий настолько вошел в процесс обучения, что выступления школьников стали более профессиональными, они с легкостью отвечают на самые каверзные вопросы спикеров ведущих IT-компаний.
Безусловно растёт и уровень учителей, которых мы также стараемся мотивировать. Для них у нас есть отдельные конкурсы и марафоны. Многие преподаватели уже прочувствовали дух проектной деятельности, увидели, как ребята раскрываются, участвуя во внешкольных мероприятиях.
Не для кого не секрет, что школы имеют колоссальную нагрузку, в связи с этим наш проект носит на данный момент факультативный характер. Поэтому в данном случае огромную роль играет человеческий фактор: если в школе будет хотя бы один учитель, который видит в дополнительном образовании смысл, то шанс на успех гораздо выше. Без заинтересованных преподавателей все эти нововведения — просто железки и компьютерные программы.
— Как принципиально все эти технологии влияют на процесс образования? Что они дают современному ученику?
— Во-первых, это даёт моментальный доступ к любой необходимой информации, которую можно практически на ходу внести в сценарий урока. Во-вторых, отдельного внимания заслуживают современные возможности визуализации. Это не просто рисунки, а интерактивные карты, 3D-модели, видео. Такая наглядность сразу повышает уровень вовлечённости школьников. Оборудование в рамках инженерных классов и использование дополненной реальности дают возможность всё изучить на практике,это не игрушечные симуляторы, а те инструменты, с которыми в настоящее время работают все передовые IT-компании. Все это в совокупности даёт бесценный опыт для выпускников и будущих специалистов.
Большое внимание мы уделяем развитию технологий в образовании для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важное и нужное направление. Например, в рамках конкурса 3D БУМ участники создают различные изобретения для слабовидящих детей . Помимо того, что школьники что-то изобретают, они еще и учатся сочувствовать, осознавать проблемы других людей, то есть это большой социальный вклад.
— За последние два года вы провели больше 2000 мероприятий для школьников и учителей. Что это за мероприятия? Кто может в них участвовать?
— Мы проводим много крупных мероприятий: конкурсы, соревнования, конференции, марафоны, мастер-классы, — и это далеко не всё. Основные наши проекты: марафон «УчИТель», «3D БУМ», «Школа IT-решений», «IT-марафон», «IT-репортер», «Школа реальных дел», «Школа мобильных предложений», «Дети-Детям», «Поколение NEXT», «Московские инженерные игры», «ЛюбиДелай», хакатоны. В таких активностях могут участвовать все школы города, иногда подключаются даже коллеги из Подмосковья и других городов.
К счастью, в последнее время инициатива по проведению мероприятий всё чаще исходит непосредственно от самих школ. Например, недавно старшеклассники обратились к нам для помощи в организации внутришкольного хакатона, который ребята решили провести самостоятельно. Мероприятие имело успех: для участия приехали команды даже из других районов Москвы. Мы всегда поддерживаем такие начинания и радуемся, что инженерное направление набирает популярность среди образовательных организаций.
— Самые крупные конкурсы, которые проводит ШНТ, — это «Школа реальных дел» и «3D БУМ», где школьники работают со сложными задачами в течение учебного года. В чём они заключаются?
— Начнём, конечно, со «Школы реальных дел». Это мощнейший проект — живое взаимодействие бизнеса со школьниками. В октябре мы проводим ярмарку кейсов, куда приезжают крупные компании и предлагают командам решить реальные задачи, стоящие перед бизнесом. В течение полугода компании находятся в тесном контакте с ребятами: передают им программное обеспечение, оборудование, проводят мастер-классы и вебинары, приглашают на экскурсии. В марте мы выбираем финалистов, а потом проводим большую защиту проектов.
Конкурс «3D БУМ» — это локомотив развития инженерного направления. В нём участвуют ведущие вузы: МГТУ имени Баумана, МИСиС, МАИ, МАДИ, Политех, МИФИ, Станкин. В 2018 году задания были посвящены экологии, и ребята придумали много интересных решений для улучшения окружающей среды, например, робота-эколога и робота-уборщика.
Именно в рамках этого конкурса, как я уже говорил выше, существует номинация «Дети-Детям», которую мы проводим совместно с экспертно-консультативным советом и родительской общественностью при Департаменте образования города Москвы. Здесь школьники разрабатывают проекты для слабовидящих детей. В этом году они изготовили много интересных пособий, например, глобус с использованием азбуки Брайля. Каждый год дети во всех номинациях делают просто великолепные вещи!
— Какие ещё мероприятия, по вашему опыту, показывают наилучшую динамику, где виден реальный результат?
— Мы проводим огромное количество разных мероприятий, где дети видят реальный результат от их работы. Наиболее наглядные: Хакатон по программированию, Дизайнотон, Мейкертон. В ближайшее время мы планируем провести еще Роботон и Хакатон по BIM-технологиям. В рамках этих мероприятий ребята создают мобильные приложения, учатся работать в профессиональных программах, собирают 3D-принтеры с нуля.
Учителя в нашем случае — это некий проводник, поэтому мы осознаем важность повышения их уровня. Для них у нас также есть крупные мероприятия. Сейчас, например, проходит марафон «УчИTель», где мы выбираем самого прогрессивного педагога в области IT-технологий. Это очень важный для нас проект — эти учителя будут стоять в авангарде технологического развития в области образования.
— Как вы развиваете робототехническое направление?
— Робототехника — это одно из наиболее популярных направлений в данный момент. В каждой поставке инженерных классов есть робототехнические наборы достаточно высокого уровня. Наши партнёры «Экзамен Технолаб» проводят мастер-классы для учителей по работе с таким оборудованием. В сентябре мы запустили «Московские инженерные игры», где робототехника играет важную роль. Также у нас есть прекрасный кейс в данной области: Лицей № 1537 стал инициатором конкурса «Робот сам», который в данный момент поддерживается Департаментом образования.
Честно говоря, мы всё ещё ощущаем кадровую проблему в школах. Далеко не все владеют необходимыми знаниями и компетенциями, чтобы преподавать робототехнику. Мы частично решаем этот вопрос с помощью мастер-классов, но, конечно, нужен более системный подход. Уверен, что совместно с коллегами мы постепенно решим все проблемы, ведь те изменения, которые уже произошли с нашими школами за последние 4 года, — это настоящий прорыв для школьного образования.
Автор интервью — PR-менеджер городского проекта «Школа Новых Технологий», куратор проекта «IT-репортер»
Читать также:
Игорь Жаборовский («Инфоурок»): «Онлайн-образование никогда не заменит школу»