“Роботовед” поговорил с Надеждой Самылкиной, профессором кафедры теории и методики обучения информатике математического факультета МПГУ о том, как робототехника интегрируется в школьный предмет — информатику, о хороших учителях и о том, почему играть на уроках — полезно.
— Надежда Николаевна, почему вам интересна робототехника? Ведь основное ваше направление — информатика.
— Робототехника в школе — часть информатики. Робототехника в явном виде представлена в примерной программе основного общего образования вариативным модулем в курсе информатики (5-9 классы) с выходом на планируемые результаты обучения в формате «обучающийся получит возможность…». Это сделано для того, чтобы дать возможность заниматься робототехникой на уроках информатики тем учителям, у которых есть оборудование и желание его использовать с пользой для детей.
Еще один немаловажный момент. Интеграция робототехники и информатики, задает вектор развития информатики в основной школе в соответствии со Стратегией развития IT-отрасли в Российской Федерации до 2025 года.
У учителей информатики есть некоторый запас времени, чтобы понять перспективы предмета, приобрести недостающие для успешной деятельности компетенции, выбрать оптимальный формат работы с новым оборудованием (приобрести в школу, использовать в сетевом сотрудничестве существующие успешные площадки технического творчества детей).
В методической подготовке учителей информатики в МПГУ мы учитываем все современные тенденции развития содержания школьных предметов и предлагаем соответствующие модули в основных дисциплинах и отдельные дисциплины по выбору. МПГУ сотрудничает с известными компаниями-производителями робототехнического оборудования.
— Какими качествами должен обладать учитель робототехники? Учитель в широком смысле?
— Говорить абстрактно об учителе отдельно от школы мне сложно. Именно школа задает целевые и ценностные ориентиры, формируя свою особую школьную атмосферу, в которой должно быть комфортно и учителю и ученику. Исходя из собственного двадцатилетнего опыта работы учителем физики и информатики, могу сказать, что школа может вырастить замечательного учителя из недавнего выпускника вуза, а может и сломать его.
Лучше попробую посмотреть на работу учителя глазами ребенка. Для него учитель должен быть интересен как собеседник и с профессиональной и с человеческой (нравственной) стороны, это неразделимо в школе. Обучение начинается с интереса. Хороший учитель тот, кто может вызвать интерес к предмету. Это удается тем, кто сам увлечен предметом, кому интересно узнавать и удивляться. Тогда ребята чувствуют, что учитель с ними «на одной волне». Именно такое взаимодействие в школе будет успешным для всех его участников.
— Сейчас принято говорить о том, что на уроках робототехники дети не учатся, а просто играют в конструктор. Так ли это? Зависит ли это от квалификации преподавателя?
— Прекрасно, что на уроках вообще играют во что-то! Если играют в конструктор — просто превосходно! Польза от этого утраивается. Вспомним, что игра — это одна из форм образовательного процесса, где «в условных ситуациях происходит усвоение общественно полезного опыта, во всех его проявлениях». В психолого-педагогической литературе широко пропагандируется использование данной формы образовательной деятельности.
Современным детям, как ни парадоксально, в детстве не хватает игр, потому что родители очень рано начинают их обучать всему на свете. Если можно компенсировать недостаточность игровой деятельности в основной школе, надо её использовать. Это пойдет ребенку на пользу в дальнейшем образовании. Учиться в игре интереснее и продуктивнее! Думаю, что вряд ли кто то из учителей будет вводить игровое обучение, не умея это делать. Здесь требуется хорошая квалификация и опыт работы, ведь игра — это сложный проект.
Робототехника является превосходным современным инструментом для проектной деятельности. Собранная конструкция (робот) не является результатом проекта, как многие почему-то считают. Робот — инструмент для проекта! Если с собранной робототехнической конструкцией подразумевается проведение игры, то реализуется игровой проект. Еще можно реализовать творческий проект. Когда робот является героем анимационного фильма, снятого ребятами. Сколько замечательных ролей могут «примерить» на себя ребята: сценарист, режиссер, дизайнер, оператор, звукорежиссер, директор фильма, пресс-секретарь и пр.! Возможна встреча с первыми «серьезными» проблемами, которые ребята увидели самостоятельно. Например, не хватило возможностей робота для реализации сценарной задумки. Ребята найдут и способ решения проблемы — перепрограммировать робота. Отсюда может вырасти другой проект — информационно-исследовательский. Когда создается иной программный код, существенно изменивший возможности робота. Робот прошел успешно испытания — это успешная реализация проекта, который станет частью другого более объемного проекта.
Сейчас меняются образовательные потребности детей, а значит должны меняться образовательные возможности учителей. Процесс неизбежный. Если учитель хочет остаться в профессии, то надо быть в процессе самообразования постоянно. Считаю, что учителю учиться у детей и с детьми не стыдно.
— Как родителю распознать хорошего преподавателя?
— Думаю, что надо доверять своим детям в этом вопросе. Это даже не прямой разговор с ребенком на эту тему. Это определяется отношением ребенка к предмету. Ребенок имеет право заниматься тем, что ему самому интересно, а не престижно или модно в настоящее время.
— Есть ли у вас примеры хороших методик преподавания? Почему они хороши?
— Могу сказать о замечательном практикующем учителе информатики реутовского лицея Синицкой Иванне Витальевне, которая открыта всему новому в любое время. Все робототехнические новинки внедряются в лицее, едва появившись на образовательном рынке. Она сразу взяла наш сложный УМК (учебно-методический комплекс — прим.ред.) по информатике углубленного уровня со словами: «Так интересно, актуально, так нужно будет ребятам в жизни! Вот куда вырастает робототехника!» С удовольствием идем со студентами в лицей на педагогическую практику. Там студентам можно попробовать реализовать самые невероятные задумки, проекты, игры! Учителю удается выстроить очень конструктивный формат взаимодействия с ребятами, заинтересовано, на равных. Учитель слышит и понимает образовательные потребности детей — редкое и ценное качество!
Конечно, радуюсь педагогическим успехам своих выпускников: Тарапаты Виктора Викторовича, Можар Ирины Анатольевны, Прокофьева Бориса Викторовича, Суриной Галины Николаевны (и следующие 10 страниц могу перечислять всех!)
В них «горит» интерес ко всему, чем они занимаются в школе: робототехника, информатика, математика, 3D-моделирование и т.д. Все необходимое, еще не освоенное добирается трудом в учительском пути. Дорогу осилит идущий!