Ежегодно автомобилестроительные заводы выпускают порядка 20 миллионов автомобилей. В силу растущих темпов урбанизации города переполняются машинами, что усложняет жизнь горожан. Нехватка мест для парковки автомобилей – серьёзная проблема как пешеходов, так и автомобилистов.
Статистика показывает, что любой автомобиль проводит на парковке 95% своей жизни. Проблема нехватки парковочных мест подтолкнула инженеров к созданию автоматизированных систем паркинга, благодаря которым автовладельцы могут хранить свои автомобили, эффективно используя место нахождения своего транспортного средства.
Автоматизированная парковка обладает следующими плюсами по сравнению с обычными парковками:
- экономия 90% площади стоянки по сравнению с обычными парковками;
- эффективность использования места
- экономия расходов на содержание персонала, освещения и вентиляции;
- высокая эффективность использования места за счет лестниц, лифтов и пандусов;
- автоматизированная парковка исключает возможность появления вмятин и царапин на автомобилях, а также возможность автоугона;
- подобные парковки могут находиться в районах, в которых невозможно построить гаражи внутри зданий.
Удивительно, но первые автоматизированные парковки появились в 1905 году во Франции. Это были подъемники, перемещающие автомобили на верхние этажи. Следующие волны интереса к автоматическому паркингу пришлись на 1940-е-1950-е годы в США и в 1960-1980-е годы в Европе. Следует учесть, что на первых порах бизнес-сообщество отнеслось к новшеству весьма скептически, так как создание автоматизированных парковок требовало большого количества времени и внушительных финансовых затрат.
Настоящий бум постройки автоматизированных парковок пришелся на 1990-е годы, когда на территории различных стран Европы и Азии открылось около 40 тысяч парковочных мест подобного рода. Сейчас во всем мире распространены комплексы с многоуровневыми паркингами.
Для того, чтобы воспользоваться автоматической парковкой, автомобилисту необходимо заехать на территорию паркинга и покинуть автомобиль. Всё остальное – дело техники. Автовладелец должен подтвердить свое желание оставить машину на парковке, после чего он получит секретный код и номер парковочного места.
Далее центральный компьютер определит способ транспортировки и переместит машину в соответствующее место. Для этого система автоматизированной парковки оснащена видеокамерами, датчиками и специальными компонентами, обеспечивающими перемещение автомобиля по территории паркинга. Перемещением автомобиля заняты специальные подъемники – горизонтальные и вертикальные. При этом система учитывает форму и габариты автомобиля.
Специальные паллеты, установленные на подъемно-спусковом механизме, поднимают автомобили. Передняя часть данного механизма способна поворачиваться на 360 градусов.
Системы, на которых отсутствуют паллеты, решают проблему подъема автомобиля, например, при помощи механизма захвата колес «ножницы». Этот механизм представляет собой решетчатую систему с раздвигающимся захватным механизмом. Стоит отметить, что использование подобной системы ведет к экономии места, занимаемого автомобилем. Для возврата машины автовладелец должен активировать систему при помощи ID-карты и ввести соответствующую команду.
Однако сегодня среди автоматических парковок наибольшей популярностью пользуются многоуровневые парковки башенного типа. Подобный тип парковок отличает высокая себестоимость, множество машиномест, а также быстрота автоматизированной системы. В силу сложности системы башенных автопарковок, минусом подобных парковок является высокое энергопотребление, а также долгое время ожидания машины для автовладельца.
Наиболее современный вид автоматизированных парковок – парковки смешанного типа, совмещающие в себе как вертикальных подъемники, так и роботов-транспортеров, передвигающиеся горизонтально. Данный тип автопарковок может максимально экономить площади, рассчитанные под автомобили, а также является удобным для автовладельцев. Смешанные парковки позволяют разворачивать автомобили по направлению к выезду, что снижает количество повреждений машин, находящихся в паркинге.
Стоит отметить, что работа над автоматизированными парковками продолжается и по сей день. Так, в мае этого года французская компания Stanley Roborics представила робота Stan. Робот принимает автомобиль, ставит его на свободное место на парковке и оставляет его там, а когда владельцу автомобиля необходимо вернуть своё транспортное средство, Stan доставляет его обратно. Парковки в современных аэропортах очень загружены. В свою очередь, Stan может парковать автомобили максимально компактно. Робот представляет собой колёсную платформу с подвижными зажимами для колес автомобилей. В данный момент роботы Stan тестируются в парижском аэропорте Шарль де Голль.
Кто знает, возможно, в скором времени парковочные роботы заменят системы автоматизированных парковок в силу своей мобильности и компактности. Нам остается следить за развитием событий.
Читать также: