Где готовят первых в России бакалавров — учителей робототехники? Как связаны образовательные роботы и экономика страны? Как развивается робототехника в Южном федеральном округе?
“Роботовед” побеседовал с Владимиром Степановичем Глуховым — заведующим кафедры Технологии и дизайна АГПУ, кандидатом технических наук, член-корреспондентом Академии наук Чеченской Республики, заслуженным деятелем науки и техники ЧИАССР. Владимир Глухов, автор учебного пособия “История и современность развития роботов” уже более 50 лет занимается вопросами автоматизации технологических процессов, имеет колоссальный опыт в области промышленной и образовательной робототехники.
— Владимир Степанович, у вас за плечами огромный опыт в промышленной робототехнике. Сейчас ваш основной интерес — образовательная робототехника. Как так вышло?
— До 1995 года я жил в Грозном, работал в Грозненском НПО “Промавтоматика” первым заместителем генерального директора по научной работе в области аналитеческого приборостроения и директором специального конструкторского бюро «Нефтегазпромавтоматика». Уже в 1981 году мы использовали первые роботы, которые перевозили грузы. С тех пор я и знаком с робототехникой.
Потом, так уж вышло, мне пришлось уехать из Грозного, я оказался в Армавире. В 1995 году меня избрали заведующим кафедрой машиноведения АГПУ (Армавирский государственный педагогический университет) и в 1996 году был организован студенческий научный конструкторско-технологический центр, который начал заниматься мультимедийным проектированием, в том числе и робототехникой.
А когда появились первые роботы Lego Education — роботы образовательного назначения, которые предназначены для изучения дисциплин в школах, таких как физика, математика, информатика, технология и других дисциплин, наш молодой ректор Амбарцум Робертович Галустов в 2011 году предложил нам заняться образовательной робототехникой. Были приобрели 14 роботов, подобрали студентов — так и начали конструировать и программировать роботы.
— Важна ли образовательная робототехника в современном учебном процессе? Изменился ли образовательный процесс в последнее время?
— Образовательная робототехника — это новый вектор в образовании, который должен способствовать быстрому освоению предмета в школе. Ребенок играет и тут же изучает отдельные элементы: редукторы, сервомоторры, датчики и т.д. Например, робототехнические конструкторы Lego — это интеллектуальные наглядные учебные пособия. В них и психология, и педагогика, и машиноведение, сопротивление материалов, электротехника, радиотехника и т.д. Это серьезное образовательное решение.
О перспективах робототехники лучше всего расскажут факты. Так, в мире на данный момент насчитывается около 1 млн. 400 тысяч промышленных роботов. Япония имеет около 600-700 тысяч роботов на своих предприятиях. Россия же имеет только 2 000 роботов на всех предприятиях. И то, практически все они работают на АвтоВАЗе. Однако, и это не утешительно. Взгляните на фирму Toyota. В кузове ее седана около 300 закладных деталей, которые варят 300 мини электророботов за одну секунду. Toyota выпускает новую модель почти ежегодно, а АвтоВАЗ?
Вот вам и польза роботов, в первую очередь без роботов сейчас невозможно позитивное развитие экономики. Обеспечить эффективную работу роботов на производстве могут инженеры, конструкторы, разработчики, которых у нас мало. Поэтому сейчас и идет возрождение технических специальностей на государственном уровне. А образовательная робототехника — это один из инструментов.
— На ваш взгляд, каково состояние образовательной робототехники в России и Южном федеральном округе? Какие перспективы?
— На сегодняшний день существует ряд причин, которые пока не дают возможности в России заняться активно развитием робототехники в школах, колледжах, вузах.
1. В России отсутствуют учителя, педагоги, которые специализируются на преподавании робототехники. Образовательная робототехника началась еще в 2003 году. Передовые страны: Германия, США, Франция — давно начали готовить педагогов, людей, которые могут учить детей и молодёжь этой технике. Мы же готовим в вузах будущих учителей физики, математики, географии. Робототехника — такая же наука, которую преподавать должен учитель.
2. В России отсутствует для этой подготовки учебники, учебные пособия. У нас их нет просто. Никто не занимается их разработкой. Если по технологии у нас есть учебники с 1 по 11 класс, которые разрабатывал профессор Симоненко В.Д., то по робототехнике нет таких учебников.
3. Не достаточно активно идет поставка самих образовательных роботов в школы.
Мы провели мониторинг образовательных заведений Южного федерального округа на предмет, в каких школах и образовательных организациях ЮФО (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Астрасханская область, Волгоградская область, Ростовская область, Крым, Севастополь, Краснодарский край) есть робототехнические наборы, занимаются ли робототехникой. Выяснилось, что только единицы колледжей, школ, центров имеют хотя бы несколько наборов роботов. В остальных учебных заведениях — по одному-два-три набора на школу. В то время, как один класс должен иметь 20, а таких классов может быть 20. Перемножьте на 400. Как можно заниматься с одним набором роботов в первом классе, в котором 20 человек
4. Сейчас практически нет методических пособий, методического обеспечения. Необходима разработка методики обучения робототехнике. Потому что образовательная робототехника стоит отдельной нишей в робототехнике наряду с тремя другими типами роботов (военные, промышленные, социальные и социально-медицинские).
В 2014 году мы были вместе с нашим ректором Галусовым А.Р на Всемирной олимпиаде по робототехнике в Сочи, где присутствовала 51 страна и было около 5 000 детей со всего Мира.. Ректором был поднят вопрос об улучшении состояния образовательной робототехнике. Заместитель министра образования России. Каганов Вениамин Шаевич предложил нам на базе нашего университета создать федеральную экспериментальную площадку в сфере дополнительного образования ЮФО в области образовательной робототехники. В декабре 2015 года вышел приказ: нашему вузу присвоили статус “Федеральная инновационная площадка ЮФО в области образовательной робототехники”. В рамках ФИП нами выполняется проект «Создание непрерывной системы развития научно – технического творчества детей и молодёжи образовательных организаций Южного федерального округа в области образовательной робототехники»
Начиная с 1 января 2016 года вплотную занимаемся этой проблемой.
— АГПУ — единственный вуз в стране, где готовят учителей по образовательной робототехнике? Как еще АГПУ поддерживает развитие робототехники?
— Да. С 2016 года в АГПУ мы открыли новое направление, начали готовить бакалавров педагогического образования с уклоном в сфере образовательной робототехники. Разработали курсы учебных дисциплин, 4 учебных, 17 учебно-методических пособий (электронных, интерактивных, мультимедийных) для вузов, общеобразовательных школ, колледжей и дошкольного образования.
Важно добавить, что ежегодно, начиная с 2011 года, АГПУ (кафедра технологии и дизайна) проводит конкурсы — фестивали по мехатронике и робототехнике. За 6 лет через нас прошло свыше 2 000 детей Краснодарского края. Мы проводим Всероссийские научно-практические конференции с международным участием “Образовательная робототехника. развитие научно-технического творчества детей и молодежи. Проблемы и перспективы”. Во всем этом нам очень помогают наши партнеры по федеральной инновационной площадке: РАОР (Российская Ассоциация Образовательной Робототехники, президент — Васильев Максим Васильевич), ООО Лего (директор — Ломбас Ольга Владимировна). В результате проведённых конференций, были выработаны резолюции, которые были отправлены в Министерство образования и науки РФ
За последние три года мы выпустили около 30 студентов, которые занимались в рамках лаборатории “Интеллектуальная робототехника” студенческого конструкторского научного центра АГПУ. Они могут в школах преподавать образовательную робототехнику.
25 марта 2017 года наша кафедра провела первый конкурс – фестиваль научно–технического творчества детей и молодёжи Южного федерального округа России по мехатронике и робототехнике. «Юные робототехники – инновационной России». В конкурсе приняли участие дети детских садов, школ, колледжей, гимназий, станций юного техника, центров научно – технического творчества детей городов: Армавир, Майкоп, Элиста, Волгоград, Волгодонск, Сальск, Ростов на Дону, Краснодар, Сочи, Геленджик, Лабинск, Усть – Лабинск, а также районов: Кущёвский, Тихорецкий Краснодарского края и многие другие. В конкурсе приняли участие 126 детей, 80 учителей — менторов, 30 руководителей образовательных организаций ЮФЩ России
Это был настоящий роботехнический форум юга России. Победителями и призёрами стали 21 участник.
Образовательная робототехника должна «ворваться» в образовательные процессы детей и молодёжи.