Тетрис: как создавалась легенда

В начале 1980-х годов большинство советских граждан и подумать не могло о существовании компьютерных игр. В лучшем случае школьники могли довольствоваться  игровыми автоматами. Однако в 1984 году советский программист Алексей Пажитнов совершил революции в мире компьютерных игр, разработав легендарный «Тетрис». Кстати, в августе прошлого года «Тетрис» занял первое место в рейтинге «50 видеоигр всех времен», составленном журналом Time.

Начало 80-х в СССР – время, когда еще действовали массивные компьютеры, нередко занимавшие по несколько комнат, которые были заточены под выполнение более серьёзных задач, чем легкомысленные игры. Тем не менее, сотрудникам советских НИИ ничто человеческое не чуждо, поэтому Пажитнов решил создать для своих коллег компьютерную игру.

pajitnov

Первой машиной, на которой был запущен «Тетрис», была «Электроника-60». Несмотря на весьма скромные технические характеристики «Электроники-60» и простоту «Тетриса», игра стала пользоваться популярность.

Сама идея создать «Тетрис» родилась из популярных в Советском Союзе игр домино, тримино, тетрамино и пентамино. Эти игры популяризировались в СССР  с 1960-х годов. Так, например, в журнале «Наука и жизнь» существовал специальный раздел, в котором рассматривались различные варианты составления фигур пентамино.

Изучавший проблемы искусственного интеллекта Пажитнов использовал при создании «Тетриса» элементы пентамино, пытаясь выработать алгоритм автоматической укладки фигур. Однако мощности существовавших на тот момент компьютеров оказались недостаточными для выполнения данной задачи, поэтому Пажитнов переключился на тетрамино, что отразилось на названии игры. Для того, чтобы игра продолжалась достаточно долго, Пажитнов запрограммировал её так, что заполненные фигурами ряды исчезали.

После того, как «Тетрис» стал популярен в московской научной среде, началось продвижение игры на мировой рынок. В 1986 году венгерским программистам удалось перенести игру на компьютеры Apple II и Commandore 64. После этого за правами на «Тетрис» началась настоящая охота. Первым приобрести права на «Тетрис» попытался президент британской фирмы «Andromeda» Роберт Стейн, однако его переговоры с Пажитновым и АН СССР не принесли результатов.

Тем не менее, Стоун передает права на «Тетрис» компаниям «Spectrum Holobyte» и «Mirrorsoft», которые выпускают свой вариант игры. В 1987 году предприимчивый британец каким-то образом получает права на «Тетрис» для IBM PC, однако договоренностей с советской стороной всё еще нет. Тем не менее, в том же году Пажитнов появляется в эфире американского телеканала CBS, выступая в качестве разработчика игры.

К переговорам со Стейном со стороны СССР  подключается  внешнеторговое «Электроноргтехника». Прблема ситуации заключалось в том, что в СССР того периода только зарождалась новая правовая база для регулирования международных правовых отношений, а «Электроноргтехника» не владела правами на «Тетрис».

 Споры вокруг того, кто же должен обладать правами на «Тетрис» не утихли даже после 1991 года, когда Пажитнов эмигрировал в США. Неразбериха с авторскими правами на игру помогла наживиться западным компаниям на изобретении советского инженера. Далеко не все компании, занимающиеся распространением игры, торопились платить отчисления от продаж. При этом доходы, которые «Тетрис» принес своим распространителям, были баснословными. Например, с 1989 года было продано порядка 30 миллионов экземпляров консоли Game Boy, на которых, конечно же, присутствовал «Тетрис».

С 1996 года Пажитнов трудится в компании Microsoft, где также занимается разработкой игр. Так, например, в 1999 вышел сборник головоломок Pandora’s Box, разработкой которого руководил Алексей Пажитнов. Впрочем, к сожалению, не одна из игр, разработанных программистом, не смогла превзойти по популярности «Тетрис».

Тем не менее, Пажитнову удалось создать игру, которая снискала популярность у миллионов людей по всей планете. Кстати, мечтой Алексей было включение «Тетриса» в программу Олимпийских игр, как следует из одного из его интервью: «Да, это была наша мечта, сделать «Тетрис» виртуальным спортом. Но понимаете в чем дело: спорт всё-таки предполагает высокую конкурентность, а «Тетрис» — игра очень индивидуальная. Очень много было попыток сделать мультиплеерный «Тетрис», для нескольких игроков, но этого так и не сделали. В этом, видимо, причина того, что нам не удаётся выйти в большой спорт. Раз шахматы там, почему «Тетрис» не может быть?».

Однако олимпийским видом спорта «Тетрис» не стал, что не мешает нам иногда вспоминать детство, ломая над комбинациями падающих фигур. Например, «Тетрис» можно запустить в программе uTorrent, войдя в меню «Справка» и нажав кнопку «Т» на своей клавиатуре.

Читайте также:

Как начали преподавать информатику в СССР. История вопроса

10 предшественников персонального компьютера