Роботы начинают и выигрывают

В 1997 году состоялся шахматный поединок между Гарри Каспаровым и компьютером Deep Blue, в котором искусственный интеллект одержал победу со счетом 2,5:3,5. После матча произошёл скандал: Каспаров обвинил разработчиков машины во вмешательстве в её работу. В 2003 году Каспаров смог сыграть вничью с компьютером Deep Fritz. Через год состоялся матч «Люди против компьютеров», где гроссмейстеры Карякин, Топалов и Пономарев сразились с компьютерами Fritz, Hydra и Junior. Искусственный интеллект вновь одержал победу – из девяти партий лишь в одной Сергей Карякин смог поставить мат компьютеру Junior. В следующем году Hydra разгромила Майкла Адамса со счетом 5,5:0,5. Кроме того, в испанском Бильбао прошел матч между всё теми же Fritz, Hydra и Junior и россиянином Александром Халифманом, узбеком Рустамом Касымджановым и Русланом Пономаревым, в котором шахматистам удалось добыть всего лишь одну победу при шести ничьих и пяти поражениях.

kasparov_vs_computer

В 2006 году был анонсирован маты между Владимиром Крамником и программой Deep Fritz 10. За эту игру между с компьютером Владимиру Крамнику полагалось 500 тысяч долларов, в случае победы шахматиста данная сумма удваивалась. Для Крамника это был не первый матч с компьютером: в 2002 году в Бахрейне он сразился с Deep Fritz 7. Матч состоял из восьми партий: в первой его половине Крамник вел в счете 3:1, однако потом все свилось к ничьей со счетом 4:4.

Программный пакет для Deep Fritz 10 создали программисты Франц Морш (Голландия) и Матиас Файст (Германия), выпустившие в 1991 году программу Fritz 1. В 1993 году программа приняла участие в турнире по быстрым шахматам среди людей и одержала победу над Гарри Каспаровым, заняв первое место. В 1995 году ей удалось победить суперкомпьютер Deep Blue на чемпионате мира среди программ.

chess_kramnik_fritz

Примечательно, что, в отличие от Deep Blue, представлявшей собой специально созданную машину, программа Fritz работала на обычном «железе». Например, в матче с Крамникам программа была установлена на четырехпроцессорный компьютер с процессором Intel с тактовой частотой 500 МГц, что не мешало ей просчитывать до миллиона позиций в секунду.

Кстати, если Гарри Каспаров в 2003 году играл с Deep Fritz на виртуальной шахматной доске, используя стереоскопические очки, то Владимир Крамник был более консервативен: напротив него сидел оператор ЭВМ, выполнявший ходы, подсказанные ему машиной.

Правила предусматривали, что дебютная библиотека компьютера не может меняться во время матча, за исключением расширения перед следующей партией встретившегося в предыдущей партии варианта на десять полуходов. Также разрешалось объявить уже имеющиеся в библиотеке продолжения приоритетными для программы.

kramnik_vs_computer2

Когда компьютер играл согласно вариантам, заложенным в библиотеке, Крамник мог видеть процесс выбора машины, а также статистику достижений белых и черных в выбранном варианте. Когда Fritz играл самостоятельно, монитор был выключен. После игры программа повторяла дебютный вариант, и, в случае наличия отклонений от хода игры, которое команда программистов не смогла бы объяснить арбитру, последний мог засчитать машине поражение.

Крамник весьма скромно оценивал свои шансы на победу. Он утверждал: «Крайне трудно играть против такого счетного монстра, ведь с начала партии ты ходишь по узкой тропинке, где малейшая невнимательность приведет к поражению». С другой стороны, эксперты видели в Крамнике опасного соперника для компьютера, так как стиль игры шахматиста был основан на тонком понимании стратегических нюансов.

Однако, несмотря на то, что у компьютера нет понимания стратегии, его сила состоит в расчете большого количества позиций. Владимир Крамник видел в предстоящем матче  научный эксперимент, а голландский гроссмейстер Ян Доннер иронично отметил, что компьютер можно победить с помощью кувалды. Впрочем, упомянутый выше Гарри Каспаров в 2003 году выразил уверенности в возможности победы человека над машиной.

Deep Fritz 10 был гораздо сильнее компьютера, с которым Крамник сражался в 2003 году в Бахрейне. Шахматист отмечал, что машина играет на уровне «2900»-«3200» — весьма высокая позиция в шахматном рейтинге. Крамник изучал программу в течение двух недель и убедился, что она гораздо сильнее своей предыдущей версии.

Итак, во второй партии с Deep Fritz 10 Крамник «зевнул» мат в один ход и счет стал 1,5-0,5. Интересной подробностью матча поделился Александр Рошаль: «Оператор Маттиас Файст, который за столиком делает ходы за машину, — типичный немец, немногословен, но кое-что удалось из него вытянуть. Машина после каждого хода выдает систему оценок. До 33-го хода программа отдавала предпочтение сопернику с коэффициентом 0,5-0,6. Файст признался, что после 30-го хода преимущество Крамника машина оценивала в 0,7».

Третья, четвертая и пятая партия окончились ничьей, а в шестой компьютер снова победил. В итоге компьютер одержал победу в матче со счетом 4:2.

Сегодня искусственный интеллект плотно входит в нашу жизнь, слово «бот» уже сложно использовать для обозначения слабого соперника. Тем не менее, шахматные матчи между компьютерами и людьми продолжаются, и человек всё еще надеется победить машину. Дерзайте, господа шахматисты!

Читайте также:

Тетрис: как создавалась легенда

10 предшественников персонального компьютера