«Любой человек, независимо от его возраста, может оказаться не только твоим учеником, но и твоим учителем»

23–24 марта в Москве на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошло собрание ректоров региональных организаций, которые занимаются обучением и аттестацией педагогов.

Подобные совещания собирает только Академия повышения квалификации города Москвы, и здесь появляются все ректоры региональных АПК и институтов развития образования. Для системы дополнительного образования педагогических кадров это событие — одно из центральных. Именно здесь руководящий состав и представители Министерства, Академии и Рособрнадзора говорят о последних направлениях и тенденциях в развитии образования.2

На повестке дня — необходимость унифицировать и повысить качество работы преподавателей по всей России. Сейчас каждый субъект Российский Федерации сам вправе организовывать и наполнять содержанием свою работу по профессиональному развитию педагогов. Поэтому выпускники школ и вузов в нашей стране часто оказываются на слишком разном уровне подготовки к жизни. Всё чаще на федеральном уровне идут разговоры о том, что эта деятельность должна быть скоординирована. Например, с 2017 года стала обязательной и платной переаттестация учителей — её необходимо проходить раз в три года. Ожидается, что это повысит и будет поддерживать уровень подготовки преподавательского состава во всех школах страны.

Бурное развитие информационного пространства и технических средств приводит к тому, что в одной учебной аудитории оказываются люди с совершенно разным жизненным опытом и мировосприятием — учителю, который не умеет пользоваться компьютером, тяжело найти общий язык с современным тинейджером. Более того, индустриальная модель образования, при которой учитель досконально знает тему и транслирует её аудитории в одностороннем порядке, просто не может выжить.

1
Малеванов Евгений Юрьевич, ректор академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

«Ни у кого из нас в современном мире нет возможности достичь высшего знания и перестать развиваться. Мы все оказываемся в ситуации заданной некомпетентности: сегодня ты знаешь и умеешь всё, что от тебя требуется, а уже завтра появится что-то новое. Очень важно не переживать глубоко по этому поводу, а принять ситуацию, что любой человек, независимо от его возраста, может оказаться не только твоим учеником, но и твоим учителем», — говорит Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации.

Робототехника — направление, которое в последнее время становится символом обновления самого подхода к образованию. Это комплексная дисциплина на стыке множества школьных предметов, где ученики не только приобретают технические навыки, но и развиваются творчески, учатся работать в проектной команде, демонстрировать результаты работы и совершенствовать свои изобретения.

3

Сейчас Академия повышения квалификации запускает курсы по робототехнике LEGO Education при поддержке компании Educube.ru. Компания предоставляет наборы, методические пособия, а также проводит обучение преподавателей. То есть у учителей по всей стране появится возможность освоить эту дисциплину, аттестоваться по ней и преподавать робототехнику в своей школе. Следующий шаг — открыть такие курсы в региональных центрах развития педагогов.

Для руководителей региональных Академий повышения квалификации было очень важно поддержать конструкторы в руках, пообщаться с тренером Андреем Пешковым и задать важные вопросы. «Дело в том, что во многих школах уже есть робототехнические наборы LEGO, но они пылятся на полках, потому что учителя просто не знают, как с ними работать», — рассказывает Александр Алиханов, представитель компании Educube.ru.

6
Александр Алиханов, представитель компании Educube.ru, и Осипова Марина Борисовна, начальник библиотечно-информационно-издательского отдела (библиотеки) Академии повышения квалификации города Москвы

Многие всё ещё смотрят на робототехнику как на что-то далёкое, непонятное и недоступное. На данный момент приходится ещё и бороться со стереотипами и чисто человеческим фактором — внутренней закрытостью учителей старшего поколения перед чем-то новым и неизвестным. В то же время для самих учеников роботизированные механизмы давно уже стали неотъемлемой частью жизни. Сейчас это несоответствие планируют активно исправлять — не зря на совещании много говорилось о том, что работу нужно вести прежде всего с ограничениями в головах.

«Одна из миссий учителя на современном этапе — способность быстро освоить что-то новое, начать обучать этому, не боясь оказаться не самым лучшим специалистом в этой области. Тут важно не обогнать всех, а не отстать, —  продолжает тему Евгений Малеванов, — ведь пока разрабатываются документы и меняются программы на государственном уровне, жизнь продолжает идти вперед».