Как начали преподавать информатику в СССР. История вопроса

Сегодня компьютер в школе – обыденная вещь. Тридцать лет назад вычислительная техника была в новинку, а компьютеры выглядели иначе, нежели чем сегодня. Однако в СССР активно развивалось информатика, нередко этот предмет преподавался без помощи компьютеров. О том, как это было – читайте в этой статье.

Первые попытки разработать программу информатики для школьников Советского Союза производились в середине 50-х годов прошлого века. Конечно, эта программа была предназначена для учащихся школ с математическим уклоном. Здесь примечателен опыт академика А.П.Ершова,  преподававшего в г. Новосибирск. Именно там были разработаны первые учебники по программированию для учеников средних школ.

1
Академик Ершов – первый преподаватель информатики в СССР

Следующий этап развития информатики приходится на 60-е годы, когда в некоторых школах СССР были введены специальные факультативы. Общую структуру курса сформулировал академик В. Леднев. Под руководством академиков В. Леднева и  А. Кузнецова в курсе математики и её приложений появились новые разделы, такие как «Программирование», «Векторные пространства и линейное программирование», «Основы кибернетики», а также «Вычислительная математика». Благодаря усилиям Леднева и Кузнецова советские школьники могли познакомиться с программированием и ЭВМ.

К сожалению, преподавательский состав советских школ на тот момент обладал уровнем подготовки, недостаточным для введения нового предмета, а в школах отсутствовало должное материально-техническое оснащение, поэтому подобные курсы не были распространены. Информатика изучалась без необходимых аппаратов. Тем не менее, курс «Основы кибернетики» был включен в число факультативных курсов средней общеобразовательной школы в объеме 140 часов.

В свою очередь, упомянутый выше академик А.П. Ершов провел сравнения уровня преподавания в советских и американских школах в 70-е годы. К сожалению, это сравнение было не в пользу отечественного образования: Академик пришел к выводу о том, что в СССР нет должной пропаганды вычислительной техники и общенациональной программы информатики. Однако в СССР существовали классы программистов и физико-математические школы.

Кроме того, в некоторых школах Москвы, Новосибирска и Ленинграда осуществлялась подготовка учащихся по специальностям, связанных с ЭВМ. Стали появляться учебно-производственные комбинаты, в которых старшеклассников готовили по специальностям, связанным с ЭВМ.

Обязательным предметом в советских школах информатика стала 1 сентября 1985 года (предмет носил название «Основы информатики и вычислительной техники»). Проблема кадров, возникшая в связи со введением нового предмета, решилась следующим образом: учителями стали не только преподаватели естественнонаучных предметов, но и инженеры и программисты профильных НИИ.

В рамках курса информатики изучались:

  • элементы математической логики;
  • основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
  • архитектура и компоненты ЭВМ;
  • основы алгоритмизации, построение блок-схем;
  • основы программирования и написания программ.

Примечательно, что в изначальном варианте курса не было привязки к какому-либо конкретному языку программирования. Школьникам предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), который представлял собой символьную развертку блок-схем.

Следующий шаг в истории развития отечественной информатики сделал академик Ершов, который порекомендовал использовать язык Рапира – машинную адаптацию алгоритмического языка. В свою очередь, «московская школа» предлагала использовать популярный в то время язык Алгол. Спустя два года в программе большинства советских школ закрепился язык программирования Бейсик, так как он обладал необходимым функционалом, легко усваивался школьниками и подходил для любого компьютера той поры. Ближе к концу в 80-х Рапире, Алголу и Бейсику добавился Паскаль.

Уроки информатики без ЭВМ стали постепенно уходить в прошлое, так как отечественная промышленность начала выпускать персональные компьютеры. Для большинства школьников мотивацией изучать информатику были практические занятия, поэтому лучшие преподаватели популяризировали новый предмет, несмотря на такие сложности, как, например, разница в диалектах.

Урок информатики в Харькове, 1989 год

Следует рассмотреть, какие компьютеры использовались в советских школах на уроках информатики. Серийный выпуск знаменитого ПК «БК-0010» начался в 1983 году. Как правило, машины объединялись в нечто похожее на локальную сеть, так как автономная работа компьютеров требовала наличия средств загрузки для каждого компьютера. Объединенные компьютеры носили название КУВТ – «Комплекс учебной вычислительной техники».

brayna
Первый советский персональный компьютер БК-0010

 

Кроме того, в школах той поры встречались западные ПК: например, КУВТ «Ямаха» на базе компьютера MSX Yamaha YIS-503/805. Также нельзя не упомянуть о легендарном Sinclair ZX-Spectrum, который для многих советских школьников стал первым компьютером.

6
ZX-Spectrum

ПК 80-х обладали процессорами с частотой от 1 до 10 МГц, объем оперативной памяти колебался в размере от 32 до 128 Кб. В качестве носителя информации выступала дискета или магнитофонная кассета. Серьёзным минусов данных компьютеров являлось то, что они часто ломались, а гарантийный ремонт занимал много времени.

Журналист Игорь Бахарев, учившийся в школе в начале 90-х, вспоминает:

«У нас были УКНЦ. Такие милые гробы 88 года выпуска. Уже дискеточные. Встроенный бейсик, локальная сеть, все дела. Вся информатика состояла из 2 уроков в неделю. На первом была «теория». То есть дети должны были рассказывать что-то на тему информатики. Например, я делал доклад о том, что такое «кратковременная память» человека и как она связана с оперативной памятью компа. Вообще, про память разное рассказывал. Во второй части была практика. Очень простой набор команд, простые программы. Я к этому моменту учился параллельно в компьютерной школе второй год, поэтому эта «практика» пролетала мимо. Её мне поставили автоматом, когда я на одно из первых занятий притащил тетрадку в 48 листов примерно на 2/3 исписанной программным кодом программы-аналога Paintbrush’a. Она была классная: в ней можно было рисовать и стирать рисунки карандашом или кругом, программа умела копировать куски рисунка, умела их вращать, ещё что-то делала. Был один минус: этот код в некомпилированом варианте весил тупо больше, чем помещалось в оперативку. И требовал на старте больше памяти, чем было в доступе. Поэтому учитель посмотрел тетрадку и освободил меня от практических занятий вообще. Я сидел в углу и играл в игрушки».

С наступлением 90-х на сцену вышли компьютеры платформы x86, а затем – «Пентиумы» и «Целероны». Сейчас компьютер уже давно никого не удивляет. Теперь информатика занимает важное место в системе школьного образования, а развитие техники открывает новые горизонты для современных школьников.

Читайте также: 

10 предшественников персонального компьютера

Топ-10 советских роботов