Эстонский опыт: популярность робототехники выросла на 250%

Занятия робототехникой все больше становятся популярными не только в России, но и во всем мире. О ситуации в сфере детского технического творчества в Прибалтике рассказали в таллинском Центре инновационного образования OGOGO.

В Эстонии направление STEM образования в последние 3 года интенсивно развивается. Кружки в области STEM становятся все более популярными, опережая по популярности в некоторых случаях кружки из других сфер, например музыкальные или танцевальные. И хотя сравнивать напрямую данные сферы нельзя, но тенденцию к увеличению количества детей, интересующихся STEM-кружками можно отследить довольно четко.

Возможностей для обучения детей именно в STEM в Эстонии очень много. Это и кружки при обычных муниципальных школах, и кружки при муниципальных школах дополнительного образования (в Эстонии они называются школами по интересам), это и частные кружки. Сектор STEM-кружков, по примерным оценкам центра инновационного образования OGOGO, вырос за последние 3 года на 200—250%. Самое популярное направление — робототехника.

8 ступеней

Центр инновационного образования OGOGO предлагает образовательные решения по робототехнике и легоконструированию в рамках собственных программ, которые основаны на методиках компании LEGO Education, однако значительным образом переработаны и дополнены своими методическими педагогическими наработками, а также техническими наработками сторонних компаний и интернет-ресурсов — схемы и инструкции к отличным от входящих в наборы LEGO Education роботам и механизмам.

Обучение в центре состоит из 8 ступеней (от 0 до 7-й) для детей возрастом 5-12+ лет. При этом ступени 0 и 1 предназначены только для дошкольников. Обучение на всех ступенях годичное, примерно по 30 уроков за учебный год, однако продолжительность уроков разная. Для малышей 5-7 лет занятия идут по 45 минут один раз в неделю. Для детей 7-9 лет — 90 минут один раз в неделю. Для ребят 10-12+ лет — 180 минут 1-2 раза в неделю в зависимости от расписания (но, как правило, это два сдвоенных занятия по 90 минут в один и тот же день).

ogogo1

OGOGO

В начале работы школы, в 2014-2015 учебном году в центре училось около 450 детей. В 2015-2016 году количество учеников увеличилось до 750 человек и сохранялось до прошлого года.

С начала этого учебного года OGOGO полностью поменял концепцию работы. В текущем учебном году центр сможет обучать около 300 детей. “Если раньше мы сами приезжали в школы и детские сады со всем готовым (робототехнические наборы, конструкторы, и при необходимости компьютеры), то начиная с этого года мы решили сосредоточить свои усилия в данной области именно на своих собственных помещениях. Считаем, что таким образом мы сможем наиболее полным образом дать детям ту программу и тот подход к освоению материала, который, как мы считаем, будет наиболее оптимален. Есть какие-то вещи, детали и оборудование, которое физически невозможно привезти на каждое занятие, например, поля и инструкции для робототехнических соревнований”, — отмечает координатор Центра инновационного образования OGOGO.

В центре преподают, в основном, молодые люди (до 30—35 лет), знакомые с компьютерной техникой. Чаще всего они имеют педагогическое образование в области информатики или физики, но не обязательно законченное. OGOGO берет на работу и ребят старших курсов.

Для младших детей 5-7 лет, программа уроков которых еще не очень сложная, ищут педагогов с педагогическим образованием и, что главное, со стремлением узнать что-то новое, к саморазвитию, самосовершенствованию себя как специалистов. Стоит признать, что поиски хороших учителей робототехники — самая большая и самая острая проблема для рынка STEM-образования в целом, не только в России, но и в ЕС и Эстонии.

dsc_1261-1024x768

STEM в законе

Как показывает практика, никаких категоричных особенностей в законодательной базе, характерных именно для ЕС, не существует. Рынок достаточно активен для учебной деятельности, и достаточно открыт. Не существует, по крайней мере пока, никаких законодательных актов или запретов, утверждающих или предписывающих, какого рода конструкторы или наборы обязательно применимы для такого рода деятельности. Как правило, все такие наборы и так имеют сертификацию ЕС по работе с детьми.

Из Эстонии в Россию

Начиная с этого учебного года OGOGO взял курс на активное сотрудничество с соседними странами, в том числе и с Россией. Данное сотрудничество полезно для активного обмена опытом: участие в соревнованиях, выездные командировочные сессии, обмен опытом преподавателей, обучение преподавателей, совместные детские лагеря. Сейчас центр ведет переговоры с представителями отрасли из Пскова. В планах у OGOGO также и Санкт-Петербург.

20160229_125846_02-1024x416

РобоОлимп

OGOGO участвует в соревнованиях в рамках эстонских стадий FLL и FLL Jr, а также в соревнованиях в соседних странах ЕС — в Латвии и Литве. И, конечно, в соревнованиях местного масштаба — разные школы робототехники приглашают друг друга в гости для участия в собственных соревнованиях и для обмена опытом.

В Эстонии существует и проводится уже более 15 лет крупнейшее европейское роботехническое мероприятие — Robotex, в котором принимают участие команды из OGOGO.

OGOGOГОРОД

Детский городской лагерь OGOGOГОРОД, который работал летом 2017 года, по собственным оценкам центра, являлся самый крупным детским лагерем, проводившимся в черте города Таллин. 463 ребенка посетили летний лагерь OGOGOГОРОД в период летних школьных каникул 2017 года. Подобные лагеря OGOGO проводит третий год подряд. Такие же лагеря центр организует не только летом, но и в школьные каникулы в течение учебного года.

Партнерами по проведению детских лагерей являются детский приключенческий городок Lohesaba seikluslinnak и живой гольф Elamusgolf.

Планы на будущее

“В наших долгосрочных планах — создание полноценной частной школы неформального образования. Основные направления деятельности которой мы видим следующие: робототехника (это у нас уже есть); медиа (компьютерная грамотность, фото, видео, анимация, креатив, новые медиа, графические редакторы, дроны); науки (экология, физика, химия, биология, астрономия, природа); финансы и экономика. Ищем по всем областям партнеров и специалистов, которые хотят работать с детьми и видят в этом свое призвание, которых однако по тем или иным причинам не устраивает та система образования детей, которую предлагает государство. В данный момент самым активным образом пытаемся развивать направление медиа, а также пишем долгосрочную программу собственного развития по всем другим направлениям”, — поделился координатор Центра.

Читать также: 

Зачем и как стать инженером-робототехником

Дополненная реальность: учеба или развлечение