Картина Николая Богданова-Бельского - Воскресное чтение в сельской школе. 1895 год.

Дополнительное профессиональное образование педагогов: как воспользоваться своим правом и выполнить обязанности, если ты учитель?

Уже почти 4 года, с 1 сентября 2013 года, в России действует статья Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ», согласно которой педагоги имеют право на получение дополнительного профессионального образования (ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года (ст. 47 ч. 5 п. 2). В том же законе, есть пункт, обязывающий педагогов «систематически повышать свой профессиональный уровень» (ст. 48 ч. 1 п.7). «Роботовед» решил разобраться, как на практике работает этот закон, и изучил рынок курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей.

Для чего это нужно?

С одной стороны, образовательные учреждения заинтересованы в квалифицированных педагогах и таким образом могут контролировать уровень подготовки своих сотрудников и корректировать его по своему усмотрению. С другой стороны, учителя имеют возможность повышать свою квалификацию, а дополнительные сертификаты в портфолио делают их более ценными сотрудниками на рынке труда. Кроме того, при прохождении обязательной аттестации преподаватели могут претендовать на более высокую категорию, что напрямую влияет на уровень их заработной платы.

Самое главное для преподавателей во всей этой истории — аттестация, которую они обязаны проходить раз в 5 лет. Каждый раз педагог сам выбирает, на какую категорию он аттестуется. В большинстве субъектов РФ считается, что повышение квалификации даёт учителю дополнительные баллы. Но, например, в Москве с этого года повышение квалификации не даёт бонусов при аттестации. Оно может учитываться, но оказывается, что оно вовсе не обязательное.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ», ст. 49, п. 2

Ефим Чепцов «Школьные работники. Переподготовка учителей», 1925 г.
Ефим Чепцов «Школьные работники. Переподготовка учителей», 1925 г.

Нередко происходит так, что в силу вступают новые законы и стандарты, которые напрямую касаются обучения самого педагога. Например, в тексте Профстандарта педагога от 2013 года появляется требование получить педагогическое образование. Звучит логично, но далеко не все учителя, помимо профильного образования (биология, физика, химия, филология), имеют и профессиональное педагогическое образование. А в ФЗ «Об образовании в РФ» в 2016 году добавлен пункт о том, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» (ст. 41 ч. 1 п. 11). В таких случаях на помощь приходит та самая профессиональная переподготовка и дополнительное образование для работников образовательных учреждений.

Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  Профессиональный стандарт педагога

Профстандарт от «18» октября 2013 г., утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Кто за это платит?

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка — это и право, и обязанность педагогических работников. Именно поэтому вопрос о том, как часто и за какие деньги учитель должен проходить курсы ДПО, может быть интерпретирован по-разному.

Сразу обратимся к закону: органы государственной власти и образовательные организации обязаны создавать условия и организовывать обучение работников по программам дополнительного профессионального образования, а расходы на эти цели должны предусматриваться в нормативах финансирования соответствующих государственных и муниципальных образовательных услуг. То есть если преподаватели направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО по решению своих работодателей, то обучение для них должно быть бесплатным.

То есть деньги на обучение преподавателей закладываются в бюджет, но, оказывается, что конкретная школа не всегда может фактически этими деньгами распоряжаться. Такое особенно часто встречается в регионах: школа прикреплена к определённому центру повышения квалификации, и оплата за обучение сразу уходит на её счёт.

Ирина Воробьева «Учительница», 1957 г.
Ирина Воробьева «Учительница», 1957 г.

«Учитель может пойти туда и получить там образование, но есть много вопросов к качеству и стоимости этого обучения», — рассказывает Екатерина Юдова, руководитель проектов дополнительного педагогического образования платформы Foxford.ru, которая в основном работает с индивидуальными слушателями (160000 учителей по всей России, около 10% всех учителей в стране). — «Онлайн-формат позволяет держать качество контента на высоком уровне и делать его доступным для учителей. У нас, например, стартовая цена 490 рублей при условии, что учитель хочет получить документ. А знания у нас бесплатные».

Как и в большинстве школ по стране, в Энгельсском промышленно-экономическом техникуме процесс прохождения курсов повышения квалификации для преподавателей организован централизованно: «Если есть возможность, преподаватели проходят курсы по своей дисциплине. Если такой возможности нет, то набирается группа педагогов, чьё время для курсов подошло, и организуются общие курсы по универсальной теме вроде «инновационные педагогические технологии». Чаще всего мы сотрудничаем с институтом дополнительного образования. Либо педагоги проходят курсы на их базе, либо, когда набирается группа от 30 человек, занятия проводят у нас в вечернее время. Таким образом, наши педагоги могут проходить курсы без отрыва от работы», — рассказывает сотрудник техникума Юлия Лаврентьева.

А что происходит, если учитель хочет воспользоваться своим правом на ДПО, но по закону не обязан это делать? Например, недавний выпускник университета, который только начинает свою учительскую деятельность, официально может не возвращаться к теме своей квалификации целых три года. Учитель младших классов московской школы 2104 на Таганке делится своим опытом: «Когда вступал новый стандарт ФГОС в 2012 году, то все учителя были обязаны пройти курсы. Их отправляла школа за свой счёт. Для меня это было не обязательно, так как я недавно выпустился, но и мне предложили курсы на выбор. На самом деле, учитель может сам найти любые педагогические курсы и попросить школу перечислить деньги».

Всё же по Трудовому кодексу РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 гл. 31). Условия и порядок ее проведения определяются коллективным договором, соглашениями, трудовыми договорами конкретных работников. Обучение педагогических работников школ проводится исходя из конкретных задач образовательных учреждений, перспектив их развития, совершенствования профессиональных навыков работающих в них педагогов и создания новых рабочих мест.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

ТК РФ, Глава 31. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Общие положения, Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

То есть учитель в праве рассчитывать на поддержку образовательного учреждения в своём профессиональном развитии в режиме, предусмотренном законом, но это не значит, что школа будет на постоянной основе оплачивать любые образовательные курсы, которые покажутся преподавателю интересными.

Владимир Маковский «Приезд учительницы в деревню», 1897 г.
Владимир Маковский «Приезд учительницы в деревню», 1897 г.

Хотя и здесь могут быть исключения. В рамках программы профессиональной переподготовки учитель может найти курсы, которые напрямую не связаны с его дисциплиной: «Школа мне предложила курсы по инновационным методам преподавания, но мне это было не очень интересно, так как всё это нам давали в универе. Но учитель может и сам выбрать программу — например, робототехнику. Я учитель начальных классов, и для меня это дополнительная сфера, но впоследствии такой сертификат может стать моим козырем. Скажем, если я захочу устроиться на работу в школу с техническим уклоном, где занятия на конструкторах LEGO дают детям с первого класса», — рассказывает учитель школы 2104.

Ещё один важный вопрос: как оплачивается труд учителя во время прохождения курсов ДПО

Здесь на помощь приходит Трудовой кодекс. Этот вопрос регулируется так: в случае, когда работник повышает квалификацию без отрыва от работы или с частичным отрывом от работы, оплата труда производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. На время обучения сотрудников с отрывом от основной работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Какие курсы выбрать?

На самом деле, при выборе курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки есть только одно ограничение — образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации. При этом они могут быть как очными, так и дистанционными, как платными, так и бесплатными.

Один из самых авторитетных ресурсов для для столичных преподавателей — региональный реестр профессиональных программ «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников города Москвы». Организации, предлагающие курсы повышения квалификации, могут создать на платформе свой профиль и выкладывать информацию о новых курсах. На этапе регистрации участники проверяются на соответствие нормам ФГОС. Сейчас на сайте зарегистрировано более 80 организаций, которые предлагают около 700 различных курсов.

На портале есть сервис, который позволяет учителям, прошедшим курсы, оценивать качество услуги по 17 критериям. Рядом с описанием каждой программы вы увидите средний балл, который она получила. В 2016 году сайт составил рейтинг лучших курсов повышения квалификации в Москве, исходя из оценки качества программ 8000 столичными педагогами. В тройку лидеров тогда вошли Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (его курс «Формирование образовательных навыков учащихся при подготовке к решению задач ЕГЭ и олимпиад по физике» был признан самым информативным), Московский институт открытого образования и Московский центр качества образования.

Василий Перов «Учитель рисования», 1867 г.
Василий Перов «Учитель рисования», 1867 г.

По признаниям самих преподавателей, качество курсов действительно может очень меняться от организации к организации. Не все учителя стремятся к грандиозному профессиональному росту — многие из них идут на курсы повышения квалификации, потому что этого требует закон и школа, в которой они работают. Чтобы получить сертификат и условную галочку о пройденной программе, можно просто выбрать курс из великого множества онлайн-ресурсов, которые предлагают такие услуги — дистанционно и даже бесплатно.

Кроме того, Россия всё ещё занимает чуть ли не первое место в мире по количеству пожилых педагогов (средний возраст учителя в РФ колеблется в районе 50 лет, в 2013 году таких сотрудников было около 40%). Теперь и они обязаны ходить на курсы профессиональной переподготовки, которые зачастую вызывают у них больше вопросов, чем дают ответов. Адаптировать всех возрастных преподаватель под новые реалии образовательного мира — очень серьёзная задача, которую не решить одними курсами повышения квалификации.

Сколько это стоит?

Как мы уже сказали, курсы могут быть как платные, так и бесплатные. Что касается платных программ, то здесь разброс цен довольно большой. Часто это зависит от количества академических часов и, конечно, о того, в очной форме проводятся занятия или нет. Мы проанализировали курсы на портале ДПО в Москве. Средняя стоимость программы — около 13000 рублей, их объём при этом варьируется от 6 до 36 академических часов. Отдельные варианты сильно выделяются на общем фоне. Например, программа «Менеджмент системы качества образования» от Московского центра качества образования стоит 48000 рублей и рассчитана на 280 академических часов. Средний балл, который она получила по оценкам прошедших её преподавателей, — 9.11 из 10. Многие онлайн-платформы дают доступ к своим материалам бесплатно, но берут деньги за выдачу сертификата и, соответственно, проверку знаний, на основании которой педагог может его получить.

Заключение

В тексте концепции стандарта педагога, который был выложен для общественного обсуждения в 2013 году есть очень красивые фразы о том, что в современном мире главным профессиональным качеством педагога должно быть умение учиться. Говорится там и о том, что на смену морально устаревшим нормам должен прийти стандарт, который «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». Есть ощущение, что за 4 года в этом направлении сделано многое, но образование — это настолько объёмная и всеохватывающая область деятельности, что в рамках всей России говорить о каких-то осязаемых результатах попросту рано. Постоянное обучение стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, кем бы он ни работал, а технологии развиваются с такой скоростью, что «повышать квалификацию» необходимо всем, чтобы просто идти в ногу со временем — без пинков со стороны Закона. Кажется, что всё это — просто дань здравому смыслу, которую государство оформило официально и стремится контролировать. Конечно, соответствовать букве закона будут стараться все, несмотря на то, что это связано с операционными трудностями. А чтобы увидеть, как меняется реальная ситуация согласно его духу, надо запастись терпением.

Читать также: 

В Жуковском готовят директоров школ и учителей к преподаванию робототехники

«Любой человек, независимо от его возраста, может оказаться не только твоим учеником, но и твоим учителем»