Зачем бизнесу нужны наши дети

Илон Маск, изобретатель, предприниматель и основатель SpaceX, для своих детей и детей своих сотрудников открыл школу. В ней все не так, как в обычной школе. Образовательная программа нелинейна, дети разного возраста учатся вместе, при этом уровень их знаний выше, чем у сверстников, а во время каникул они рвутся поскорее вернуться к занятиям. Такие случаи — исключение из правил. Однако это — иллюстрация закономерного желания многих успешных предпринимателей сделать образование лучше.

Российские инженеры и предприниматели от высоких технологий поддерживают образовательные проекты. Глобально, как, например фонд “Вольное дело” Олега Дерипаски, или локально. Поговорили с представителями российского технологичного бизнеса о том, как и для чего бизнес включается в образование.

Растить кадры

В России есть мозги, есть идеи, есть изобретения и прорывы. Российская система образования исторически сильна в точных науках и позволяет получить очень глубокие знания во многих областях. Но, как утверждают эксперты, она практически не приспособлена к тому, чтобы человек мог развить инженерный подход и с его помощью создавать что-то новое. Увлечь школьников, а затем и студентов в узкоспециализированные прикладные области науки вызвался бизнес.

В Технопарке Новосибирского Академгородка, в одном из крупнейших секторов науки России, работает ЦМИТ Zoomer. В Центре молодежного инновационного творчества каждый может попробовать себя в научно-техническом творчестве и инжиниринге. Для школьников работают кружки по 3D моделированию, робототехнике, естественным наукам, дизайну и т.д. Центр расположен на территории Технопарка, что дает детям уникальную возможность использовать более серьезное оборудование иннопарка для создания прототипов, а также, самое главное – открывает доступ к экспертному сообществу.

“Мы хотим научить детей смотреть на мир как инженеры, привить им привычку к созиданию и дать им уверенность в собственных силах. Мы показываем, что наука — это бесконечный увлекательный мир и что ее можно применять для решения вполне конкретных практических задач. Наши образовательные программы делают акцент на физике, инженерии, робототехнике — это дает возможность и познать мир, и научиться его изменять”, — рассказывает Елена Соколова, руководитель ЦМИТ Zoomer.

zoomer

В 2014 году Zoomer открыли при поддержке новосибирской компании “Тион”. Сейчас компания разрабатывает и производит оборудование для очистки воздуха для медицинских учреждений и дома. Компания зародилась в том же Академгородке — молодые ученые и инженеры придумали собственное ноу-хау. Технический директор компании «Тион» Михаил Амелькин рассказал, что открыть собственную образовательную платформу было просто необходимо — компания, да и российский рынок в целом, испытывает дефицит кадров.

“Прежде всего, это касается инженеров — специалистов, которые заточены под создание готовых продуктов, а не на разработки в очень узкой, далекой от потребителя области. Нас это не устраивало, поэтому мы запустили несколько проектов, чтобы постепенно готовить для себя кадры. Так, задача Zoomer’а — научить детей смотреть на мир как инженеры, привить им привычку к созиданию и дать им уверенность в собственных силах”, — говорит Михаил Амелькин.

В 2014 году компания открыла магистратуру для инженеров на физическом факультете НГУ. Программа позволяла студентам уже в ходе обучения проходить практику и реализовывать свои проекты в технологической компании, применять на практике теоретические вузовские знания, развивать полезные для учебы и исследований навыки, получить оценку экспертного сообщества Технопарка. Уже 22 студента успешно прошли свое обучение по программе.

Другая российская компания «Микран» — еще один пример деятельной поддержки образования. Компания работает в области разработки и производства изделий СВЧ радиоэлектроники. «Микран» создал кафедру «Радиоэлектроника сверхвысоких частот» в ТУСУРе — Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники.

Во время обучения на кафедре студенты получают дополнительное образование, работают в подразделениях компании и, получают практические навыки и погружаются в корпоративную культуру. «После окончания вуза ребята приходят на работу в “Микран” — это готовые специалисты, которых не требуется доучивать, они обладают всеми необходимыми знаниями и навыками и разделяют корпоративные ценности компании», — говорит первый заместитель генерального директора «НПФ «Микран» Валерий Кагадей.

В 2016 году связка «вуз-предприятие» дополнилась еще одним звеном — ТУСУР открыл кафедру на базе Томского физико-технического лицея. «Нам крайне важно обеспечить непрерывность и  преемственность образования, добиться того, чтобы фраза “забудьте все, чему вас учили в школе”, потеряла свою актуальность. Мы планируем включать лицеистов в научную работу университета, например, организовывать совместные со студентами проектные исследовательские группы», — комментирует проректор по учебной работе ТУСУР Павел Ефимович Троян.

Часть лабораторных занятий по физике лицеисты проходят в лабораториях ТУСУР, на современном оборудовании под руководством преподавателей университета.

Развивать бизнес

Локализовать вложения в образование можно не только по территориальному признаку, но и по тематическому. Так производители и поставщики роботов и дронов приходят в кружки, на соревнования и создают собственные ЦМИТы.

Московский ЦМИТ “Коптер” работает на базе конструктора программируемого коптера “Клевер”. И то и другое создано отечественной компанией Copter Express, производителем автономных дронов-курьеров. На базе коптеров дети учатся программированию, конструированию и эксплуатации беспилотных авиационных систем. “Мы организуем соревнования WorldSkills, хакатоны и бесплатные мастер-классы в школах Москвы. Мы растим специалистов, привлекаем их на стажировки”, — говорит Олег Понфиленок, президент Ассоциации малых беспилотников, генеральный директор компании «Copter Express».

Помимо альтруистичных бизнес преследует и финансовые цели. “Образовательные проекты и соревнования – это рынок сбыта наших конструкторов. Мы сами создаем этот рынок, когда мы начинали, в России не было детского образования в сфере квадрокоптеров. Сейчас коптеры набирают популярность, а люди хотят учиться ими управлять”, — продолжает Олег Понфиленок.

Производитель коммерческих роботов Alfa Robotics для продвижения бизнеса использует одного из самых популярных роботов KIKI. Компания предоставляет робота-промоутера для робототехнических кружков. “Проект направлен на обучение школьников первичным азам программирования: как внести в робота информацию, программирование речи робота и т.д. Также такой проект позволит школьникам средней и старшей школы получить свою первую профессию – оператор по управлению роботом. Лично для нас такие проекты – возможность показать, что в России робототехника развивается, привить интерес к робототехнике. Ну и конечно, популяризация робота KIKI”, — комментирует Ирина Гвоздева, руководитель отдела развития Alfa Robotics.

Читать также: 

Зачем и как стать инженером-робототехником

Точки роста. Какие проблемы робототехники и интернета вещей решают сейчас