Искусственный интеллект в образовании: в поисках сферы применения

Ни для кого не секрет, что использование искусственного интеллекта за последние годы совершило переворот во многих, в прошлом консервативных, областях нашей жизни. К сожалению, к ним сфера образования не относится. Использование искусственного интеллекта при обучении, по крайней мере в нашей стране, чем-то напоминает подростковый секс: все о нем много слышали и говорят, некоторые хвастаются, что он у них был, но подавляющее большинство им никогда не занималось и слабо представляет, что же это такое. Поэтому мы попытались разобраться в вопросе: выделить некоторые направления применения искусственного интеллекта в образовании и собрать доступные русскоязычной аудитории проекты.

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение, пожалуй, одно из наиболее перспективных направлений применения искусственного интеллекта в образовании.

Уровень знаний у приступающих к изучению чего-либо разный. И способности разные. Разный жизненный опыт и разные мотивации. Поэтому кому-то из обучающихся программа всегда кажется слишком легкой, кому-то невыносимо трудной. Кому-то удобно воспринимать материал в одной форме. Кому-то в другой. В результате, преподаватель всё время оказывается перед нерешаемой задачей: как обеспечить приемлемую успеваемость «слабых» учеников и не отбить желание учиться легким материалом у сильных?

Решить эту проблему должно применение адаптивных технологий. Предполагается, что искусственный интеллект будет отслеживать успеваемость каждого отдельного обучающегося и либо подстраивать порядок показа блоков курса под его способности, либо информировать преподавателя о том, какой материал хуже усвоен, а какой лучше.

Эксперименты по внедрению подобных программ в ранее консервативный процесс обучения ведутся многими передовыми технологическими компаниями. Однако на российском рынке пока доминирует взгляд на высокотехнологическое образование как на просто дистанционное, сохраняющее парадигму линейного курса: онлайн курса.

Одна из немногих платформ, позволяющих создателям онлайн курсов использовать возможности адаптивных технологий с применением искусственного интеллекта – это Stepik. Но даже на ней подобных курсов пока создано меньше десяти.

Элементы адаптивных технологий также применяются в таких проектах для детей и подростков как logiclike, где предлагаются программы для развития логического мышления, в проекте самоподготовки к ЕГЭ Еxamer.

Эксперименты по внедрению адаптивных технологий при обучении проводятся в коммерческих проектах в сфере HR. На сегодняшний день на российском рынке наиболее заметны Сompetentum, Ispring, Е-mba. Существуют попытки внедрения ИИ при обучении языкам (Skyeng, Lingualeo, Websoft), а также программированию и дизайну (Geekbrains, Netology)

Прокторинг

Дистанционное обучение, локомотив современного высокотехнологического образования, подразумевает дистанционный экзамен. Как же провести его так, чтобы быть уверенным, что обучающийся не списывал? На помощь приходят системы прокторинга – слежки за студентом во время написания контрольных работ и сдачи экзаменов. В прошлом, под прокторингом подразумевалось, что на протяжении всего экзамена за сдающим наблюдают через веб-камеру.

artificial_intelligence_in_education

Сегодня ситуация поменялась. На помощь человеку пришел искусственный интеллект. Он способен отслеживать поведение одновременно множества сдающих: нет ли «лишних» людей в кадре, нет ли «лишних» голосов в помещении, как часто сдающий отводит взгляд от монитора, не пытается ли сменить вкладку в браузере. Все эти действия фиксируются как нарушения. В особых случаях, система дает сигнал человеку-проктору обратить внимание на того или иного сдающего. Только тогда за ним начнут следить через веб-камеру.

В нашей стране наиболее продвинутый продукт в этой области представляет Proctoredu. В настоящее время сервис налаживает взаимодействие с платформами дистанционного образования, работающими на российском рынке, российскими ВУЗами и пытается выйти на рынки зарубежные.

… предчувствие будущего

Сфера использования искусственного интеллекта в образовании не ограничивается этими двумя направлениями. К примеру, существуют планы по созданию программ автоматической проверки творческих заданий – сочинений и эссе. Просто направления прокторинга и адаптивного обучения понятны современному человеку и в наибольшей степени проработаны. Идей же применения искусственного интеллекта множество. Воплощение из них пока получили лишь единицы.

И давайте не будем забывать — мы находимся в самом начале пути по внедрению новых технологий в сфере образования. Рынок только формируется. Но это ли не стимул испытать себя на нем?

Читать также: 

Искусственный интеллект научат распознавать эмоции человека

Через 45 лет искусственный интеллект полностью превзойдет человека